Иконопись- словесное изобразительное искусство.
Изображается не сиюминутное переменчивое состояние, которое сменяется подобно плывущим облакам или клубам дыма, но само основание бытия всего существующего- Вечное Слово, “Которое стало плотью и пребывало с нами, полное благодати и истины”.
Вследствие вышесказанного икона по настоящему становится иконой только после того, как на нее нанесена надпись – имя первообраза. В связи с тем, что многие святые имеют подобные черты внешности, нам нужна надпись, чтобы знать к кому обращаемся с молитвой. Когда же мы имеем дело с образом Самого Господа, то здесь закономерно все намного шире и пространнее. Творец всей вселенной не может быть описуем одним только именем или одним качеством, как например мы привыкли, Вседержитель (перенятое у греков Пантократор). Даже в Ветхом завете Бог открывал себя под разными именами, имея ввиду показать нам некоторые из Своих качеств, из бесчисленного их числа, показывая тем самым, что на самом деле Сам Он неописуем нашим человеческим языком. Равно как и не изобразим до Своего воплощения.
В Византийской традиции..
мы встречаем большое количество различных надписей у икон Исуса Христа, которые описывают разные качества Спасителя (наша статья на эту тему здесь). И это хорошо, что таким образом для каждого молящегося есть возможность обрести и удовлетворить свое личное утешение. Вот только некоторые примеры:
Также есть различные надписи Богородицы, которая сама является путеводительницей к Спасителю Христу ( Одигитрия с греч.)., что и изображено на этой иконе, где Божия Матерь жестом указывает на Богомладенца.
Иоанна Предотечу из Писания наделяют именем Ангел пустыни, но он был по настоящему человек, а не Ангел. Точно также он наделен этим именем не по природе, но по качеству, так как он жил ангелоподобно во плоти.
В русской традиции..
переняли из Византии совсем небольшое количество таких глубоких смысловых надписей. И по большей части от Божественных смыслов ушли в примитивную плоскость названий икон по месту обретения, по имени заказчика и т п.
В последствии таких трансформаций, уйдя от духовной глубины, чистоты и смыслов, иконопись стала перегружаться различными символами, знаками, мистикой. Мы впитали это и из католицизма и как результат в икону даже проникли масонские знаки.
Чтобы все эти рассуждения не показались голословными, можно привести яркий пример поздней иконы 19 века “Всевидящее око”.
В противовес этой еретической иконе, есть икона византийская Пантепоптис, что в переводе означает Всевидящий. Ведь это означает только одно из множества Божественных свойств Исуса Христа.
Когда же мы изобразим просто 4 глаза, то это больше похоже на символ искусственного интеллекта с огромным количеством бездушных камер наблюдающих повсюду, но не способных видеть сердце человека.
Также существует огромное количество икон Божией Матери, с названиями от городов, которые ничего вечного и душеспасительного не выражают, а только исторические факты обретения в такой-то местности. Человек в результате только и может помыслить о чудотворности списка и в какой именно беде ему поможет “Владимирская Богородица” будто Богородиц стало много ( правильно Владимирская икона Богородицы).
Хотелось бы не потерять того Духа в иконе и относиться к ней более вдумчиво и рассудительно, научиться ее понимать.
Надпись на иконе, выражает и подчеркиваеь особенность того или иного образа.
Примеры: Пантократор- Вседержитель, написан с мощными плечами. И т д.
Текст в свитках и книгах.
Отдельно хочется отметить смысл и значение текстов в свитках и книгах. Свитки, как правило встречаются у пророков и в них написаны самые значимые пророчества, возвещенные ими о пришествии в мир Спасителя, Зачатии Девы, призыв к покаянию. Евангелие изображается у Спасителя и учителей Церкви, оно может быть изображено как в закрытом, так и в открытом виде. И это не передача исторической реальности, ведь пророки, апостолы и Сам Христос не ходили со свитками и книгами. В языке иконы это способ вложить изображенному самые важные слова в уста, чтобы статичная икона могла заговорить яснее. Если книга Евангелия закрыта, то это в целом указание на первостепенную важность Евангельского учения. Если она открыта, то там пишется наиболее актуальная цитата, таким образом снова более личностно и прицельно обращается к молящемуся.