Гибель от скоромной пищи.
Равномерно текут постные дни. Для одних христиан Великий пост- время спасительного подвига: очищение души и тела от тяжкого бремени грехов и болезней, накопившихся в течение года. Для других- пост- тоскливое страдание, тяжелая и почти невыносимая голодовка. С большими трудностями и печальными вздыханиями переносят они пост. Многие же из христиан совсем не считаются с законами и уставами о посте. Они и в дни поста пресыщаются так же, как и в остальное время года. Без меры едят, без числа пьют и без конца грешат. С грустью приходится наблюдать, что в последнее время появилось здоровая старообрядческая среда, пропитанная атмосферой истинной церковности, начинает заражаться все большим и большим количеством появляющихся в ней невоздержанных людей, тяготящихся постом и молитвою. Для них постная пища- отчаяние и смерть, а скоромная- радость и спасение. Картофель и каша, это- невыносимые их организмом продукты, а рыба и мясо- источник силы и здоровья. Убедить этих поклонников скоромных блюд в том, что пост- дело полезное и спасительное не только для души, но и для тела- задача весьма тяжелая и непосильная. Тысячелетнему голосу Церкви они не доверяют, святоотеческие разсуждения для них не авторитетны. Они верят только современным научным изследованиям. Медицина- вот их бог, которому они поклоняются и к велениям которого охотно прислушиваются. Бог этот часто ошибается, еще чаще он приносит вред своим последователям и поклонникам. Не даром же Толстой объявил его просто шарлатаном. Какие-нибудь основания были же у него для такого сурового приговора. Представители медицины часто спорят между собой и упрекают друг друга в невежестве. От их взаимных препирательств нередко приходится больным людям испытывать на собственном организме результаты этих препирательств, иногда весьма печальные. Больше всего доставалось от представителей медицины Великому посту. В старообрядческих религиозных семействах, в которых случались заболевания Великим постом, знают, каким насмешкам подвергались их религиозные чувства со стороны врачей. Сколько душевных трагедий переживали больные члены старообрядческой семьи, которым авторитетный представитель медицины предписывает в пост: «Пей молоко, ешь мясо и будешь спасен». Терзались и врачи: они и рады бы спасти больного старообрядца, но он отказывается от мясной пищи, боясь нарушить святой пост. «Варвары – эти раскольники, губят они и себя и своих родственников». Такой отзыв о старообрядцах часто можно услышать от провинциальных врачей, имевших случай лечить старообрядцев в дни поста. Врачи и не подозревают, что сами они- варвары, без пощады отравляющие своих пациентов мясной пищей, да еще в такое время, когда организм больных людей ослаблен болезнию и не в состоянии бороться со скоромным ядом. Многих людей таким отравлением убили врачи, убивают и теперь, и долго еще будет продолжаться это жертвоприношение мясному богу. Но война последнему уже объявлена и ведут ее лучшие представители медицины. Поклонникам медицинской науки, во имя ее авторитета нарушающим пост, очень не лишне прислушаться к голосу этих представителей, Может быть, они и согласятся хотя бы на время Великого поста оставить поклонение скоромному столу.
Лет 30 назад в Европе, преимущественно в Германии, возникла школа ученых, провозгласивших естественное лечение. Они обратили серьезное внимание на роковое явление, ставшее в наше время естественным, на все увеличивающиеся болезни культурных людей; на их нервную раздражимость, душевное разстройство, преждевременную дряхлость, физическое и моральное вырождение и даже гибель целых культурных народов. Что за причина этому? Уже давно раздаются в области медицины голоса, что мы испытываем недостаток в естественных раздражениях организма, которые были к услугам первобытных людей, и что это является причиной многих болезней среди культурного человечества, Мы не так питаемся, как следует, отчего кровь портится, нервы перераздражаются и вызывают самые различные болезненные состояния. Но недостаток точного обоснования вопроса о питании не давал уверенности в способе лечения и вел к неудачам. Понимались неправильно причины возникновения многих хронических болезней, поэтому не могли применяться и средства, соответствующие истинному положению вещей. Наука слишком сильно разбросалась, изучая подробности и детали, и поэтому упустила из виду целое. Ею было забыто самое естественное, что естественность и простота суть источники, из которых постоянно все вновь и вновь черпает свои силы народное здоровье и что принципы естественности и простоты должны получить значение в усиленной степени. Английский врач Хейг, стоящий во главе вышеупомянутой европейской школы ученых, изследовал, что источником большинства наших болезней служит накопляющаяся в человеческом организм мочевая кислота. Хейг и направил все свое внимание на мочевую кислоту. сделав изучение ее задачей своей жизни. До его изследований никто не знал, чем вызывается усиленное образование мочевой кислоты. Он первый установил, что избыточное содержание ее в организме обязано единственно чрезмерному приему ее с нецелесообразной пищей. Мочевая кислота и является единственной причиной накопления в теле уратов, т.е. солей мочевой кислоты. С этим избытком мочевой кислоты организм уже не может справиться, не может сполна всю ее выделить. Поэтому она остается в теле и служит причиной разнообразнейших болезненных явлений. Многочисленные опыты как самого Хейга так и многих других ученых раскрыли, что мочевая кислота, гибельно отзывающаяся на здоровье человека, образуется из скоромной пищи: мяса, рыбы, яиц и т. п. Главным образом мясная пища есть питомник всех наших недугов и болезней. Бульон и мясной экстракт особенно опасны для здоровья, так как они содержать только ядовитые экстрактивные вещества мяса, но не какие-нибудь питательные части, о последних и выводят ложное заключение на основании возбуждающих свойств экстрактивных веществ.
Представители новейшего течения в медицине перечисляют наиболее распространенные в наш век болезни и находят, что они не имели бы места в человеческом организме, если бы последний не питался мясной пищей. Возьмите, например, такую болезнь, как рак. Статистика удостоверяет, что с увеличением потребления мяса увеличивается также и цифра смертности от рака; в тех местностях, где больше потребляется мясо, там соответственно чаще встречаются и заболевания раком, как, например, в Лондоне и в долине р. Темзы, где население питается более роскошно и обильно. Так как мужчины более чем женщины любят хорошо поесть, то среди них и более страдающих раком. Все сердечные болезни исходят из обильного питания человека скоромной пищей. По доктору Смиту, фунциональные разстройства сердца выражаются: усталостью, безпокойством, раздражительностью, потерею памяти, тяжелым и ипохондрическим настроением, сердцебиением, звоном в ушах, давлением в голове, головокружением, тошнотой, чувством страха различной силы с чувством тяжести в области сердца, унылым состоянием духа, обмороками, эпилептическими припадками, повышенной чувствительностью мускулов и кожи, водянкой и выделением белка, Все это печальный результат нынешнего способа питания, при котором сердцу почти всегда приходится испытывать большое сопротивление. Понятно, что, в виду связанных с борьбою за существование повышенных требований, сердечный мускул, при работе сердца, слишком преждевременно истощается, и поэтому расширение сердца и сердечная слабость встречаются много чаще, чем это до сих пор считалось не только публикою, но и врачами. Кто в наш век не страдает ревматизмом, о котором в глубине веков, вероятно, и понятия не имели? По изследованиям доктора Хейга, ревматические заболевания обусловливаются мочевою кислотою, хотя, в глазах публики, виною тут служит простуда. По господствующему в медицинской науке воззрению, эти заболевания вызываются вполне определенными бактериями. Но Хейг считает, что, не будь избытка мочевой кислоты, бактерии не могли бы никогда вызвать воспаление суставов или сердечных болезней и не могли бы испортить жизни. Статистика показывает, что число смертей от так называемой сахарной болезни все увеличивается параллельно усиленному потреблению мяса, а потому лучшая мера предупреждения этой болезни, советуют европейские ученые,- отказ от употребления в пищу продуктов, содержащих мочевую кислоту; радикальное же исцеление от этой и других болезней может последовать лишь при полном удалении мочевой кислоты из организма. «Современные культурные люди,– говорит o них г. Хейг,- с каждым мясным блюдом постоянно вводят опасные яды, мочевую кислоту и ксантиновые вещества, которые являются сперва возбуждающими средствами, а потом угнетающими: сначала они без необходимости к тому, расходуют запасные силы организма и затем производят большую убыль сил и ослабление в состоянии питания, препятствуя циркуляции крови. В это время требуются такие возбуждающие средства, как алкоголь, табак или чай, для того, чтобы поддерживать ход механизма». Ученые представители естественного лечения усматривают в питании мясом и главную причину алкоголизма, так как мясо есть не только возбуждающее вещество, но оно также вызывает жажду, вследствие различных продуктов распада, которые в нем содержатся и которые должны бы быть удалены из крови. Пьем мы больше при скоромной пище: один яд, естественно, влечет за собой другой. Зубы наши пропадают также от скоромной пищи. У крестьян, редко питающихся мясной пищей, они здоровые и белые. У городских же жителей они часто заменяются вставными. Медицинская статистика свидетельствует, что в тех странах и местностях, где много едят мяса и избегают черного хлеба, там зубные болезни встречаются до такой степени часто, что лечение их представляет собой одну из выгоднейших профессий. Умственная и физическая утомленность, угнетенное или раздраженное состояние, тоска, отчаяние- все это результаты действий скоромного питания. «Обычное действие на организм мясной пищи, говорит д-р Хейг, все-равно, будет-ли при этом потребляться также и алкоголь или не будет, выражается в известной вялости, тяжести, неохоте к умственной и физической работе в утренние часы, к этому еще кроме того присоединяется более или менее сильная раздражительность и угнетенное настроение».
Целый ряд выдающихся европейских и американских ученых: неоднократно упоминаемый нами Хейг, Бениш, Бирхер-Бонер, Каптани, Кейт, Клюг, Ламан, Шрот и другие решительно советуют оставить употребление скоромной пищи, в противном случай грозят человеческому роду полной гибелью. К скоромной пище они относят не мясо только, но и рыбу, и яйца, и молоко, «Коровье молоко- природная пища теленка, по не человека»,- заявляет доктор Энгельс из Дюссельдорфа. «Особенно для подагриков вредно обильное потребление молока, молочных блюд и сыра,– говорить г, Кантани,- потому что из них возникают молочные и масляные кислоты», Вышепоименованные ученые считают вредным употребление и чая, кофе, какао, шоколада, в которых хотя и нет прямо мочевой кислоты, но зато содержатся другие, принадлежащие к алколоидам, яды, теин, кофеин и теобромин, которые по своему химическому составу очень близки мочевой кислоте. Особенно же гибельны спиртные напитки. «Когда я занимаюсь умственным трудом,- говорить Хейг,- то ничто на свете не может заставить меня выпить стакан вина, потому что его действие ни в каком случае не было бы приятным, а, напротив, вино тотчас сделало бы меня сонливым, сердитым, раздражительным и больным». С горячим призывом обращаются ученые сторонники естественного лечения к родителям и школьными учителям спасти молодое поколение от грядущей погибели. «Раз мы знаем,– восклицают они,- что возбуждающие вещества заключаются в выдаваемой пище, знаем, что они, например, в качестве продуктов распада содержатся в говядине и баранине, то чего же еще нужно? Если въ колодец бросается яд, то как можно ожидать, чтобы вода в нем оставалась безвредной? Если в молоко будут посеяны туберкулезные зародыши, то может ли оставаться свободным от зародышей сосуд? Можно ли дважды в день давать уже возмужалым юношам возбуждающую пищу и ожидать при этом, чтобы они оставались нравственными? Здесь не место ложной стыдливости! От вас, школьные учители, в значительной мере зависит судьба наций, следовательно, и всего мира и потомства. Мы указываем на то, что может представлять главный источник зла, который вы до сих пор тщетно пытались запрудить или направить по другому руслу. Вам и вашей совести предоставляем судить об опыте, который вам покажет, что может дать правильное простое питание». «Природа спокойно идет своим путем,– разсуждает д-р Хейг,- как катящаяся волна, и ея огромная сила ускользает поэтому от внимания и, может быть, в будущем когда-нибудь только маленький холмик из праха будет свидетельствовать о том месте, где люди спорили и боролись за свои эгоистические цели, и, не поняв своей задачи, шли по ложному пути». Спастись от этого слишком грустного и печального конца можно, по единогласному свидетельству вышеназванных ученых, только воздержанием и постом. Они уверены, что «принуждать к еде больного, не имеющего аппетита, будет когда-нибудь, в более просвещенный век, разсматриваться как варварство».
Сухоядение – вот лучшее и спасительное средство от всех болезней. «Уже одно сухоядение,- говорит д-р Хейг,- само по себе сильнейшим образом влияет на сердце и кровеносную систему. Прежде всего в диете отсутствуют обычные вкусовые вещества, раздражающим образом действующие на сердце, каковыми являются кофе, чай, бульон, мясные соуса, пряности, затем работа сердца в очень сильной степени облегчается вследствие уменьшенного введения жидкостей».
В защиту абсолютного воздержания от пищи еще энергичнее выступает немецкий врач д-р Адольф Майер, который в написанной им книге: «Лечение голодом- чудодейственное лечение» доказывает, что голодание есть самое действительное и самое лучшее средство почти от всех болезней. По его мнению, чувство насыщения ослабляется благодаря тому, что на него так часто не обращается внимания, оно уже перестает быстро и энергично давать о себе знать, нервы притупляются подобно тому, как они притупляются по отношению к никотину и морфию, и начинают переносить гораздо большие количества этих ядов, против которых они сначала упорно боролись. Д-р Таннер также считает голодание универсальным средством против всех болезней, которое в состоянии молодить не только телесные, но также и душевные силы. «Голодание является очистительным лечением, освобождающим кровь и органы от отложившихся и затвердевших нечистот, особенно же благотворно и укрепляюще действует оно на пищеварительные органы. При приближении болезни голодание является незаметным средством, отнимая у болезни необходимую для ее развития питательную почву, оно подавляет ее в самом зародыше». Доктор Кейт советует: «В особенности же нужно принимать мало пищи или даже и совсем не принимать, когда находишься в телесном или душевном изнеможении или возбуждении, или когда предстоит работа, которая потребует большого напряжения умственных сил- в такие моменты можно уделить лишь очень немного нервной силы на пищеварительный процесс». Доктор Бирхер предлагает своим пациентам за двумя трапезами- за завтраком и ужином- продукты, представляющие собой сырые растительные вещества. Названные доктора призывают в свидетели глубокую древность. «Еще в старину,– говорят они,- считалось, что пост благотворно влияет на тело и дух человека. Так, знатное персидское, а также спартанское юношество должно было часто упражняться в продолжительном воздержании от пищи и питья. Число трапез за день у древних народов вообще было ограничено двумя. Персы же, по Геродоту, будто бы вообще довольствовались одним только приемом пищи за целые сутки, что и в настоящее время наблюдается у некоторых диких народов. Сократ называл варварами тех, кто ест больше двух раз в сутки. Вплоть до средних веков двукратный прием пищи был обычным явлением. Знаменитые и духовно высокоодаренные люди всех времен указывают на то, что они в течение дня довольствовались двумя, а много раз и одним вкушением пищи». Новое течение в медицине провозглашает господствование над страстью к чревоугодию и страстью к наслаждениям и призывает идти этим путем к обладанию «самым драгоценным из всех благ- благом полного здоровья». Достигнуть этого блага можно только воздержанием от скоромной пищи, только усиленным постом. Воистину спасителен Великий пост и с новой научной точки зрения в медицине. О чем так сильно и энергично заговорили в наше время люди науки, о том отцы Церкви давно уже решили и передали свое решение как священное наследие своему потомству. Счастливы те, кто дорожит этим наследием. Они заслуженно пользуются телесным здоровьем и душевным спокойствием. Они спасаются постом и молитвою, этим способом очищая душу от грехов, тело от болезней и приближаясь к Богу.
(Шалаев. Журнал «Церковь» №11. 17 марта 1913 год.)