Крестово-купольный храм и Евангелие посреди него
Учение Церкви о том, что Христос есть центр всей жизни человека (христоцентризм), выражалось разными «языками» от начала истории христианской Церкви: через Священное Писание, предание, Богослужение, иконопись, архитектуру и проч. искусства.
Священное Писание, Свод и Царские Врата.
Самым первым в христианском мире типом архитектурного решения храма было Крестово-купольное устройство. В этой статье будет поверхностно затронута тема того, как Церковь учит, выражая истинное учение наглядно в строении и убранстве самого храма. Это позволит нам, христианам, еще лучше узреть силу и величие христианского вероучения, которое говорит с нами невербально, молча, но пронзительно сквозь века. Подробно разбирать устройство крестово-купольного храма мы не будем. Затронем только взаимосвязь трех самых главных элементов в среднике храма: Священного Писания, Свода и Царских врат.
По центру храма, напротив Царских врат, поставляется Священное Писание, которое оказывается непосредственно под центральным барабаном храма. На своде барабана изображается Спаситель, держащий в Своей руке книгу- также Священное Писание.
Смысл
Что все это обозначает?- Свод кровли храма символизирует небеса, потому что по слову Писания, Господь “Пропныи небо яко комару и простеръ е яко покровъ вселятися” (Ис. 40:22) (комара- свод здания). Со свода, то есть с небес, Господь ниспосылает роду человеческому Священное Писание. Священное Писание единственно необходимое для нашего спасения и только через Священное Писание мы можем иметь Жизнь Вечную, как Сам Он и говорит: «Испытайте Писания, яко вы мните в них имети живот вечныи» (Ин. 5:39). Это Писание поставляется напротив Царских врат, как- бы указывая нам путь в Царство Небесное, тем самым намекая, что просто читающий, но не исполняющий прочитанного не имеет части войти в Царствие Небесное, ибо «не всяк глаголяи Ми Господи Господи, внидет в Царство Небесное, но творяи волю Отца Моего иже есть на Небеси”( Мф. 7:21).
Место ниспосланному с Небес и поставляемому напротив Царских врат Писанию- середина храма. Не в алтаре поставляется оно, так как не для спасения одного священства необходимо. А также не вне храма, так как удел иметь общение с Богом через его Слово имеют только верные, а не язычники или нераскаянные грешники. Но располагается Священная книга внутри и по центру храма, указывая нам на то, что Писание есть центр и источник нашей духовной и культурной жизни. Иоанн Златоуст отводит следующее значение Писанию: «Много великих даров дано человеколюбцем Богом людям, но первый и величайший из всех даров — учение Писания. Солнце и луна, весь хор звезд, реки, источники и озера созданы на служение телу; священное же Писание даровано для исправления души.
Насколько душа выше тела, настолько выше других даров дар божественных Писаний. Потому и говорит Спаситель: «исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную (Ин.5:39).» (Иоанн Златоуст. Беседа о творении Мира)
По изречению Человеколюбивого Бога «Аз есмь свет миру, ходяи по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животныи» (Ин. 8:12). Бог есть истинный свет и свет этот он сообщает учителям церкви- епископам, которые, по учению Церкви, являются преемниками апостолов. Поэтому на иконах святители всегда изображаются с евангелием в руках. Ни Христос, ни апостолы, ни святители никогда не изображались держащими в своих руках своды человеческих законов (как то номоканон, лицевой летописный свод или мытарства блаженной Феодоры и прочее). Равно как и посередине храма Господь не попускает чтобы было поставляемо какое-нибудь из человеческих учений.
Имеем центром всей своей жизни истинный источник света- Бога и Им ниспосланное нам Священное Писание, которое и целуем. Только бы не уподобиться нам Иуде и целованием не лобызать только крышку книги, пренебрегая сокровенным в ней богатством, променивая его на какое-либо из человеческих учений.
“Отметаяися Мене, и не приемляи глагол Моих, имать судящаго ему. Слово еже глаголах, то судит ему в последний день.” (Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день) (Ин. 12:48)