Окаменелое нечувствие
Состояние, когда много раз читаешь или слышишь какую-либо христианскую истину и умом прекрасно ее понимаешь, но сердечное отношение к ней остается ровным. Тогда это знание не изумляет и никаких плодов, соответственно, не приносит. Приведу в пример всем известную заповедь Спасителя: «не судите, да не судимы будете». Правда ведь, редко кто заботится и ведет внутреннюю борьбу с собой против злословия, осуждения ближнего, эти слова мало кого пугают, они чаще всего не касаются нашего сердца, проходят мимо и тогда мы себя оправдываем, мол не во осуждение, но в рассуждение. У такого состояния в священном Писании есть много названий, его называют, окаменелое нечувствие, теплота, …это то состояние, из которого душа никогда не дает плода, она не способна измениться, пока не выберется из него.
Но такое нечувствие души можно преодолеть, при чем многие наверняка ощущали на себе такие моменты вспышки, когда вдруг высказывание «зашло» куда-то глубже, стало ясно, условно можно назвать это пробуждением.
При чтении каких-либо текстов Священного Писания или св. отцов я замечала, что, читая очередной раз уже знакомую мысль, она вдруг изумляла меня, будто я ее узнаю впервые в жизни. Хотя она мне всегда могла казаться элементарной, обыкновенной, отношение к ней было ровным.
«Исходища водная изведосте очи мои, понеже не сохраних закон Твой (17 кафизма, псалом 118) Изо дня в день читая эту молитву, до меня не доходил ее смысл. И только совсем недавно я поняла, что речь идет о слезах покаяния.
Духовный хлеб
Что если в такие моменты пробуждения, одна из христианских истин проникает в наше подсознание и устраивается там поудобнее, становится нашей второй природой? Частое чтение Священного Писания и толкований на него, приводит к более частым «вспышкам». И, таким образом, постепенно мы себя перевоспитываем, меняем свои установки, привычки, выкорчевываем из подсознания искаженные, битые установки и устанавливаем единственно истинные. « И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.» (Рим.12:2).
В этом смысле мы как пластилин, также как и наши дети. Получается пока мы можем контролировать поступающую в наш мозг и мозг нашего ребенка информацию, мы имеем возможность изнутри менять себя и детей.
Остается только выяснить, что является настоящим духовным хлебом для питания и исцеления нашей души и что хлебом синтетическим, предназначенным только для щекотания рецепторов души и отвлечения ее от главного.
И почему, часто, нам бывает очень сложно заставить себя читать Священное Писание и св. отцов, взяв в руки книгу мы уже начинаем зевать и ищем более продуктивное или приятное времяпрепровождение, либо сразу находятся какие-то дела? Это подобно тому, как если человек не имеющий денег на машину, не собирающийся никогда ее покупать, поставил бы себе задачу регулярно читать Правила Дорожного Движения. Получается, на деле, что мы просто не собираемся готовиться к будущей жизни, поэтому для нас эта тема и скучна и не актуальна, это неверие. Но признаться в этом сложно даже самому себе.
Духовный суррогат
“Душа каждого человека, также как и тело, алчет и жаждет пищи. И тут, к сожалению, люди часто обманывают себя. Обманывают себя, подменяя духовную пищу неким суррогатом, называя духовной жизнью чтение художественной литературы, посещение разного рода концертов, театров, развлекательных программ, и заполняя компьютером и телевизором все оставшееся время. Этот суррогат является питанием разве что для «раковых клеток» нашей души. А ведь это время, легкомысленно потраченное на развлечения, как раз, могло бы быть использовано с пользой для души, и потому «сверхзанятость» никак не оправдывает нашу беспечность. Таким образом, люди, обладая независимым волеизъявлением, сами бегут от Бога, затворяют от него свои сердца, не дают посетить Ему эти сердца благодатью, делаются неспособными ощутить ее. Увлекаясь беспредельной погоней за собственным благополучием, они лишают себя жизни духовной и уже становятся неспособными обратиться ко Христу, «раковая опухоль» безверия поражает их душу.»
Митрополит Андриан Четвергов, .
«Не будем же пренебрегать чтением Писания, но понимаем ли содержащееся (в нем), или не понимаем, во всяком случае, будем как можно чаще обращаться к нему. Постоянное упражнение в чтении напечатлевает неизгладимо в памяти прочитанное и часто, чего сегодня мы не могли понять при чтении, то вдруг понимаем, снова приступив к чтению завтра, потому что человеколюбивый Бог невидимо просвещает наш ум.» (свт. Иоанн Златоуст, 47, 376—377).
«Видя наше расположение к духовному знанию <через чтение Священного Писания>, Владыка наш не презрит нас, но подаст озарение свыше и просветит наш ум.» (свт. Иоанн Златоуст, 47, 376).
«Не столько имеет значение воскресение мертвых (для познания истины), сколько чтение Писаний .» (свт. Иоанн Златоуст, 46, 901).
«Многие читают Божественные слова, но не все извлекают пользу, не все получают прибыль, по той причине, что не углубляются в сказанное, — неумело ударяют по этим гуслям.» (свт. Иоанн Златоуст, 55, 524).
«Читающий Священное Писание поверхностно приходит в великое недоумение, а тщательно вникающий… увидит последовательность и точную связь мыслей.» (свт. Иоанн Златоуст, 48, 225).
Диагностический тест
Скоро наступит пост, хотим ли мы в действительности изменить себя или просто сдать отчет о проделанных грехах, все зависит от нас самих, все условия мы для этого создаем себе сами. Многие говорят, я хочу стать другим, но не могу, но что они делают для того, чтобы измениться? Каждому заинтересованному христианину было бы полезно провести такой диагностический тест: представить чашу весов, сколько процентов информации к нам поступает из телевизора, новостных лент, кинотеатров, футбольныхматчей или изысканных концертов и научных работ… и сколько настоящей духовной пищи в виде Священного Писания? Чаша весов обычно явно переваливает на культурное времяпрепровождение. Культ развлечений и забот перевешивает, не остается места для Бога. С детьми тоже получается интересно. Сколько часов ребенок проводит в школе, где ему внушают про эволюцию, лживую историю, за различными ютуб роликами на переменках и вот на второй стороне весов 1 час в воскресенье он бывает в воскресной школе за чтением Писания в лучшем случае. Из детей в первую очередь делают образованных людей, хороших законопослушных работников и никогда не стремятся воспитать в первую очередь христиан.