“Неопределенный” Ангел Хранитель.
Икона ангела хранителя.
Нам известно, что во время Андрея Рублева, время расцвета иконописи на Руси, на которое нам даже заповедал ориентироваться Стоглавый Собор, не было образа Ангела Хранителя. То есть до 16 века Ангела Хранителя вообще не изображали.
Чтобы внести ясность, сразу скажу об основных признаках правильности иконы. Ведь известно, что не всякое изображение Евангельских событий, людей или бесплотных сил, можно считать иконой.
Личность
1. На иконе должно быть изображена конкретная, историческая личность, которую мы можем узнать по определенным, характерным только этому святому, признакам.
Например: кресчатый нимб Спасителя, одежды и форма бороды у святителей, звезды приснодевства у Божьей Матери.
Если явных отличительных признаков кроме вида одежды у святого нет, то еще надписывается имя этого святого.
Икона не замыкает внимание созерцающего ее на самой себе, но возводит его ум к созерцанию духовному. По слову Иоанна Дамаскина
«Воздаваемая изображению честь переходит на первообраз».
Имя святого
2. На иконе обязательно должно быть надписано имя святого. Так устроено для того, чтобы мы могли четко понимать, кому адресована наша молитва.
Несомненно, у каждого человека существует свой Ангел Хранитель, но его имя нам остается неизвестным. Святой, имя которого мы носим, имеет не Ангельскую природу, а человеческую. То есть наш Святой покровитель и Ангел Хранитель, это разные личности.
Соответственно, не зная имени, мы не можем подписать своего Ангела Хранителя. Получается образ некоего абстрактного общего для всех Ангела Хранителя. И если такая икона передается по наследству или находится в храме, то каждый обращается к своему Ангелу через одну общую икону.
Представим себе, что в храме повесили бы икону Архангела, с надписью “святой Архангел” (без имени) и каждый мог бы обращаться посредством этой иконы к нужному ему на данный момент Архангелу Михаилу, Гавриилу, Рафаилу или иному. Конечно, такое явление было бы очевидно недопустимым.
Так, из примера с иконой “неопределенного” Архангела, мы можем лучше понять, почему изображать Ангела Хранителя будет неправильно и бессмысленно. Такая иконография появилась в период и как результат начавшагося уже упадка в Богословии и Церковном искусстве.