Процесс создания иконы завершается нанесением защитного покрытия – слоя олифы или лака. Как правильно заолифить икону или покрыть ее лаком?
В наше время олифами называют масла прошедшие специальную обработку и при высыхании способные создавать прозрачную твердую пленку. Масляно-смоляными лаками называют растворы смол в очищенных высыхающих маслах. В зависимости от соотношения масла и смолы, лаки подразделяются на жирные, полужирные и тощие.
Русские художники иконописцы, судя по дошедшим до нас письменным источникам, все покрывные олифы и масляные лаки называли одинаково олифами. Так, известный художник второй половины XVII века Симон Ушаков использовал масляный лак, приготовленный из трех фунтов льняного масла и полутора фунтов мастичной смолы, однако называл его олифой.
Олифы и масляные лаки готовились из растительных высыхающих масел – льняного, конопляного, орехового, макового и др. Используя льняное масло, мастера предпочитали сорта, изготовленные из семян льна северных районов произрастания. Высокое качество защитных пленок из него подтверждено химико-технологическими исследованиями.
Пленки из льняного масла южного происхождения значительно слабее по качеству. В настоящее время иконописцы используют олифу Прибалтики и Финляндии.

Покрытие иконы олифой происходит следующим образом:
В особом помещении хорошо просушенную икону кладут на горизонтальную поверхность, убирают пыль с поверхности. Подогревают нужное количество олифы (200 гр. На 1 м2) до температуры примерно 40 гр. С, и наливают ее на середину иконы, смотрят нет ли перекоса плоскости доски, если нет, тогда олифу распределяют руками по всей поверхности. В зависимости от влажности воздуха и температуры меняется скорость сгущения олифы. В среднем требуется не менее 5-ти часов, все это время нужно периодически разравнивать слой олифы.
Первый час
Первый час олифа интенсивно впитывается, образуя на поверхности сухие островки, на них нужно постоянно нагонять олифу с поверхности. Требуется следить, чтобы олифа не присыхала на краях и на лузге.
Когда олифа станет похожа на густой и тягучий клей, тогда нужно снимать излишки. Для этого можно использовать хлопковую бумагу или кальку, эти материалы не оставляют ворсинок. Излишки олифы можно удалять и без кальки, рукой, убирая при этом олифу с руки тупым лезвием ножа. Снимается олифа калькой методом отлипа два, три раза. После снятия каждого слоя нужно руками выровнять слой олифы. На поверхности должна остаться тонкая пленка.
До тех пор, пока оставлены на поверхности иконы тонкий слой олифы еще маслится, то есть подвижен, нельзя оставлять икону без присмотра, так как можно упустить самый ответственный момент во всем этом деле – разгладить олифу перед самым ее затвердением. Дело в том, что мельчайшие пылинки из воздуха осаждаются на олифу и застывают, собирая вокруг себя жир в виде блестящих бугорков, что и дает покрытию неприятную на вид зернистость. Чтобы этого не допустить, следует особенно на последних стадиях застывания олифы, через каждые 5 минут активно смахивать ладонью глянец. При этом, твердеющая олифа издает звук похожий на тот, который возникает при протирании мокрого стекла бумагой – «фьюик», отсюда и произошел термин: «Фикать» олифу.
Важно!
Если иконописец не упустил последнего момента и успел «пофикать» олифу, тогда слой будет гладкий, полуматовый и без бугорков пыли. В последний момент олифа подсыхает, твердеет и фикать уже нельзя. Этот момент называется: олифа стала. Если в этот момент провести пальцами по поверхности то останутся следы называемые «ласами», это матовые полосы, которые не исчезнут. Поэтому перед каждым фиканием нужно сначала проверить на застывание олифу с краю, если она еще маслиться, то фикать можно. После всего икону нужно оставить для просушки без доступа пыли на 2 – 3 дня. Полное высыхания покрытия произойдет не ранее месяца.

Бывает, что олифа присохла в тонких слоях в процессе олифления. В таком случае нужно растворить эти места свежей олифой растирая ее руками.
Существует большое количество разных рецептов, как по приготовлению олифы, так и по приемам нанесения ее на живопись. Старые мастера знали, что пленка, образуемая очищенным маслом, высыхает медленно и не дает глянца, поэтому и добавляли в подогретое масло соли, окиси металлов, что превращало масло в олифу, или растворяли в олифе смолы, превращая ее в масляный лак.
Некоторые иконописцы применяют следующий способ нанесения защитного слоя.
Частично сняв излишки загустевшей олифы, добавляют масляно-смоляной лак и тщательно размешивают его с олифой, равномерно распределяя по поверхности. Потом сразу снять излишки калькой и быстро разровнять покрытие. Обычно, через несколько минут такое покрытие фикается уже с трудом, тем не менее, следует фикать до последней возможности. На другой день защитный слой полностью высыхает, если обнаружились прожухлости, на эти места наносят тонкий слой масляного лака. Через сутки покрытие высыхает и икону можно без опасения завернуть в бумагу или ткань. Этот способ хорош при необходимости транспортировки свеженаписанной иконы.
Возникает вопрос, почему бы не покрывать икону сразу одним лаком? Дело в том, что краски, приготовленные на желтке, не выдерживают лакового покрытия и начинают белеть. На поверхности возникают пятна похожие на плесень.
Из истории известно, что покрывали живопись различными составами и разными способами. К примеру, иконописный подлинник Румянцевского музея дает следующие указания о лакировке темперы: оконченную икону «…мазати рыбьим клеем, а по ней олифой, а яичным белком лучше мазать, не мешавши его ни с чем. Вместо олифы клеем мазати – чернеет. А рыбьим клеем мазати вельми хорошо, бело и глянец будет, да дорого становится».
Из сказанного видно, что перед олифлением икону покрывали раствором клея или белка, что давало равномерную пропитку олифой, ровную глянцевую поверхность и препятствовало возникновению пятен в живописи.
В мастерских Палеха существовало особое помещение для покрытия олифой. В зимнее время, там после того как олифа встала, иконы выносили на мороз, то есть в неотапливаемое помещение, для скорейшего образования неподвижной пленки и это имело положительное значение.
Вот еще один рецепт.
Для придания большего блеска слой олифы обрабатывали политурой, то есть раствором шеллака в спирту. Иконы иногда покрывали водным лаком, приготовленным из шеллака растворенного в нашатырном спирту. Свойства этого лака проверены временем, он не мутнеет, не темнеет в протяжение более 500 лет, это видно на примере произведений хранящихся в собрании Эрмитажа.
В заключение следует сказать, что современная нам олифа обладает высокими качествами в отличие от олиф и лаков древности, когда из-за несовершенства изготовления они получались пережженными, неотфильтрованными и обладали недолговечностью. Наилучшие олифы в данное время варят в Прибалтике и Финляндии.

Автор иконописец Трускалов В. Ю.
Если перед вами стоит вопрос олифления иконы или покрытия ее лаком, вы не знаете с чего начать или у вас есть в этом вопросе проблемы, предлагаем пройти курс “Иконопись. Лачение и олифление иконы.” Этот курс составлен нашей мастерской исходя из нашего личного опыта.