Toggle the Widgetbar

Мы, православные, любим наши крестные ходы. Первое воскресенье Великого поста, воскресенье православия, не является исключением, так как стада священников и верующих с иконами кружат вокруг своих храмов, распевая гимны и провозглашая победу православных и восстановление икон.

Но почему сегодня, в 21 веке, так важно каждый год вспоминать теологические дебаты, которые происходили много лет назад? Ну, может быть, потому, что то, что было поставлено на карту тогда, поставлено и сейчас. Борьба православных с иконоборчеством еще далека от завершения. Борьба за иконы не была спором об искусстве в Церкви. Это была борьба за понимание Человека, его предназначения в Творении и его спасения в Боге. Иконы содержат ключ к православному ответу.

Икона и пост
Икона Спас Нерукотворный. Русь 16-17 век.

Что отличает православных от других, так это наше понимание того, что Бог создал человека по Своему образу. Он сделал это для того, чтобы человек, действуя в согласии с божественной благодатью, достиг подобия своего прообраза — Бога. Благодаря этому человек сам становится богом, но не по своей природе, конечно, а благодаря полному участию в жизни Божества. Это то, что мы называем теозисом или обожением. Эта концепция-двигатель всего, что мы делаем. Все наши усилия подчинены этой конечной цели. Или по крайней мере таков был план…

Падение и его последствия

В раю Адам и Ева потеряли из-за греха первоначальный прямой путь к теозису, и, когда грех вошел в человеческую природу, для всех нас был выкован новый путь: путь аскезы, или святой борьбы. Это включает в себя постоянное осознание нашей человеческой слабости и постоянное сотрудничество с благодатью Божьей, чтобы превзойти ее и вернуть себе место в Божьем присутствии. Этот путь проходит через стадии очищения страстей, просветления и, наконец, теозиса.

В то время как все мы, грешники, еще спотыкаемся на первом этапе нашего очищения от страстей, православная иконография выражает более поздние этапы нашей жизни во Христе: озарение и богоявление. Святые люди, которых мы видим изображенными в линиях и цветах, находятся впереди нас, уже реализовав потенциал своей человечности, и теперь они покоятся во славе Божьей. Поэтому иконы становятся дверями, через которые мы можем войти в божественную реальность, потерянную из-за непослушания.

Грех, как говорил отец Рафаил Нойка, — это не истинная реальность, а своего рода виртуальная реальность, которая передает нам извращенный, иллюзорный опыт, который только уводит нас дальше от первоначальной цели нашего существования. Можно сказать, что жизнь во грехе подобна жизни в одной из таких игр виртуальной реальности, как World of Warcraft или Second Life, где игрок получает контроль над своей внешностью, своим интеллектом, своими силами и, посредством кибернетических манипуляций, становится в некотором роде богом своей виртуальной вселенной. Это не что иное, как извращенный теозис, такое же развращенное мышление, которое заставило дьявола пасть вместе со своими ангелами.

Слава икон

Иконы предлагают нам прямое видение в “истинной” реальности Бога, а святые становятся образцами мужчин и женщин, которые прорвали завесу обмана и встретили Бога в Его Царстве. Чтобы избежать извращенной реальности греха и получить доступ к подлинному бытию, изображенному на иконах, мы должны очистить наш ноус, или сердце, как называют это Отцы. Ноус (др.-греч. νοῦς — мысль, разум, ум) -наш единственный орган чувств, способный видеть Бога. Это цель нашего очищения от страстей: очистить наши сердца, чтобы мы могли достичь видения Бога. Таков путь подвижников, которых мы почитаем на иконах. Если мы поклоняемся им в иконах, мы также должны подражать им. Мы не можем жить биполярной жизнью, в которой мы любим святых, но не любим то, что они сделали, чтобы стать святыми.

Святые мученики: Георгий, Димитрий, Феодор Тирон и Феодор Стратилат.
Икона и пост
Святые Иаков, Пантелеймон, Меркурий,...

Святая борьба, аскезис, следует по стопам этих великих светил. У нас нет этики, но есть аскеты. Бог не нуждается в нашем поведении. Он не моралист и не пуританин. Он не меняется, если мы грешим, но мы грешим. Бог совершенен, Он любит грешника, атеиста, моралиста, философа и святого, потому что Сам Бог есть Любовь. Именно мы, еще не достигшие совершенства, нуждаемся в сотрудничестве с Ним, чтобы достичь его, нуждаемся в том, чтобы в свою очередь стать любовью.

Преобразование, которое мы призваны совершить в нашей жизни, включает в себя развитие новых отношений со всем Творением, со всем материальным. Бог создал человека из самого первичного материала-земли. Он вдохнул в него жизнь и поместил его в физическое место, в рай. Он также дал ему разрешение есть со всех деревьев и наслаждаться обществом других живых существ: животных, птиц, насекомых и т. Д. Человек был поставлен во главе всего Творения, но этот физический мир не был концом. Она предназначалась только как средство пропитания до тех пор, пока Человек не будет готов жить “всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Матфея 4:4). Через грех, однако, человек потерял эту цель и, одевшись в одежды из кожи, материи, начал потреблять ее и быть поглощенным ею.

Материальный мир, изначально предназначенный быть лестницей на небеса, из-за неправильного использования и злоупотребления превратился в стену между нами и Богом, а также между нами и нашим ближним. Физический мир утратил свою прозрачность и стал непрозрачным барьером, не позволяющим нам воспринимать реальность Бога.

Блудный сын потребовал от Отца свою долю наследства. Он не мог видеть дальше удовольствий, которые принесет ему это богатство, и хотел обладать им один, в далекой стране. Но как только сокровище было израсходовано, а иллюзия исчезла, пелена спала с его глаз, и он начал видеть что-то другое. Он понял, что на самом деле потерял не богатство, а общение с Отцом. Вот почему, с обновленным пониманием, с изменившимся умом, метанойя (греч. μετάνοια, «перемена ума», «переосмысление»), он вернулся в себя и снова попытался жить в Общении с Ним. Более того, он сделал это, полностью осознавая, что ему, возможно, придется принять более низкий статус слуги. Потеряв все, но приняв на себя ответственность за свои поступки, он восстановил то, что Адам потерял через грех, истинную цель своего существования, которая заключается не в приобретении материальных вещей и мирских удовольствий, а в пребывании в любящем присутствии Бога.

Вот почему Великий пост так важен для нас, и вот почему год за годом мы проходим через эту тренировку воли и отрешенности. Оставив позади этот падший мир и отбросив все материальное, мы в конце концов умрем. Душа покидает тело, которое возвращается на землю, и нематериальная душа устремляется к Богу. На этом наш доступ к материальным благам заканчивается, и если у нас сформировались привязанности, то очень плохо. Я полагаю, что это будет частью ада для нас, поскольку мы будем жаждать их напрасно, как наркоман в ломке.

Икона и пост

Великий пост: Возвращение Цели творения.

Что же нам делать? В монастырях первая неделя Великого поста, Чистая неделя, проходит в глубокой молитве, почти ничего не вкушая, кроме двухкратного Причастия. Даже при всех своих усилиях и практике, в конце концов, человек чувствует себя истощенным, потому что мы не можем уйти без материальной пищи.

Подобно блудному сыну, мы должны попытаться вместо этого использовать эту прекрасную практику Церкви, чтобы восстановить первоначальный смысл физического мира и использовать его только для того, чтобы войти в более тесное общение с Богом. В конце Чистой недели ВСЕ будет замечательно на вкус. Оставив позади почти все, наш вкус к жизни обновляется, и мы снова получаем удовольствие от того, что мы принимали как должное. Яблоки, где вы были? Хлеб? Вкус небес! Капуста? Какой сладкий аромат! И что еще более интересно, теперь мы чувствуем другой вкус, который может чувствовать только очищенное сердце: вкус небес!

Я не утверждаю, что люди должны умирать с голоду, чтобы вновь открыть для себя вкус жизни. Но простая еда во время поста должна позволить нам возродить наши отношения с материальным миром и с каждым годом открывать нас немного больше навстречу нетварному.

Сегодня у нас так много всего! Зайдите в продуктовый магазин, и вы увидите фрукты, о существовании которых мои прадеды и не подозревали: бананы, киви, ананасы…ягоды годжи?! Даже обычные сезонные фрукты, такие как клубника и моя любимая малина, доступны круглый год. Нам не нужно ничего ждать. У нас есть так много вкусов, и все же ничто не радует нас, и мы всегда ищем новые вещи для нашего проницательного вкуса, чтобы испытать. Через некоторое время, однако, все приобретают один и тот же пресный вкус, и ничто больше не удовлетворяет нас. И все же, как это ни парадоксально, мы не можем уйти без них. Мы нуждаемся в нашей дозе каждый день, мы наркоманы материи.

Один старый монах рассказывал историю о том, как он получил три новые блестящие монеты от верующего, и они ему так понравились, потому что они были новыми и блестящими. И он не мог не смотреть на них все время. Затем он стал одержим тем, что кто-то их крадет, и начал подозревать заговоры против него со стороны братьев. В конце концов он понял, что его поразила любовь к серебру, и, чтобы избежать ее, подарил деньги нищему. Вот как его вылечили.

Великий пост приходит, чтобы сломить нашу зависимость от материи и позволить нам вновь ощутить вкус утраченного рая, еще раз ощутить благоухание молитвы, вознесенной к Богу, почувствовать любящие объятия Отца, приветствующего Своего блудного Сына, услышать слова прощения из Его святых уст и увидеть самим, что Господь Благ! Все наши чувства подготовлены к восприятию реальности Царства.

Вам также может понравиться

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2021. (7530 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ" ИП Антонов К.С. ИНН 233103204180 ОГРНИП 320237500308777

© 2021 DAHZ Все права защищены. Иконописная мастерская Константина и Анастасии Антоновых.

Современное Древлеправославие