О каноничности в иконописи
Канон (греч. κανών)- в иконописании совокупность церковных правил, описывающих границы допустимого относительно изображения Бога и
святых.
Первым собором, положившим начало понятию канона в иконописи был Пято-Шестой (Трулльский) Собор 692 года. Собор был открыт словами из послания Отцов Собора к императору Юстиниану 2-му : “В зрелую пшеницу истины замешали кое-какие остатки языческой и иудейской незрелости.” 82-е правило этого собора касалось “иудейской незрелости”, а правило 100 разбирало “языческую незрелость”.
То есть это правило запрещает мистицизм в иконописи, а также сипользование неуместных образов и аллегорий при наличии возможности изображать Бога так как Он Сам явил себя миру, а именно в образе человеческом.
Пример, как нельзя (слева) и как должно быть по 82-му правилу (справа):
Далее:
Данное правило запрещает изображать чувственные, живоподобные, растлевающие ум изображения.
Пример, как нельзя (слева) и как должно быть по 100-му правилу (справа):
То есть, правило 82-е разрешает изображать Господа только в том образе в котором Он воплотился. Иконы имеющие в своем содержании мистику, такие как “София Премудрость Божия”, “Ангел великого совета”, “Троица новозаветная”, “Бог Отец” 82-е правило ставит вне закона.
Правило же 100-е, запрещает образы живоподобные, чувственные и наполненные похотью, как образы показывающие во Христе только человеческую Его природу, что есть несторианская ересь.
В дополнение к ним, постановления 7-го Вселенского собора и знание предшествующими иконописцами Священного Писания Ветхого и Нового Заветов с правильным пониманием оных во свете толкования святых отцов, выработали с веками общии христианские правила, которые в наши дни мы называем “канон”. Эти правила позволяют иконописцам пребывать в рамках христианского творчества, не уклоняясь при этом в ереси и написание недозволенного.
Подробнее о каноничности, о дозволенном и запрещенном в иконописи вы можете прочитать в книге Леонида Успенского “Богословие иконы православной церкви”