Toggle the Widgetbar

Стричь или не стричь?

Эта статья посвящена преимущественно тем, кто в борьбе за правду пользуется помощью Святого Писания, святых отцов и свидетельствами церковных изображений. Свое слово мы хотим обратить против традиции ношения священством длинных волос на голове. В защиту своих убеждений мы будем прибегать в первую очередь к святым отцам и к свидетельствам иконописи. Ведь очень часто мы, верующие люди, к примеру, в обличение брадобрития или защиту крестного знамения прибегаем к авторитету святых икон. Но прежде чем обращаться к церковному искусству, мы приведем слова святого Епифания Кипрского, и вот что он говорит: «Что хуже и противнее этого; Бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности… Назореям это приличествовало только ради прообраза: древние были руководимы посредством прообразов будущаго и носили волосы на голове вследствие обета, и то до тех пор, пока не пришло и не совершилось обетование мира, то есть, пока не явился глава Христос, единородный Сын Божий, и узнан был в мире Присносущий, хотя и не узнан был всем человечеством, а только некоторыми уверовавшими в Него, дабы, когда мы узнали главу, не срамили головы… Это не есть какое-нибудь доброе дело для Бога, хотя и предпринимается ради Бога. Но этот обычай держится упорством после того, как прешел подзаконный образ и явилась истинна… Итак, делающих и поступающих таким образом, и пребывающих в упорстве, он устраняет от закона апостольскаго и от церкви Божией. Чуждо кафолической церкви и проповеди апостольской носить публично власяницу и иметь неостриженные волосы. Некоторым угодно было носить на голове длинные волосы, конечно, ради собственнаго образа жизни, по собственному соображению, так как ни евангелие этого не предписало, ни апостолы не приняли, святый апостол Павел отверг этот обычай» 

Как видно, святой Епифаний не опирается на какие то сомнительные традиции, а четко и полностью рационально описывает смысл ношения длинных волос и их острижения. Перед тем как представить свидетельство древних художников, приведем еще несколько мнений на этот счет следующих святых:

Блаж. Августин:
«Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» 
Почему, удивляюсь я, мужчины носят длинные волосы прямо вопреки предписанию апостола? Или это для того, чтобы парикмахерам нечего было делать? Или, может, чтобы уподобиться птицам евангельским, которые боятся потерять оперение, потому что не смогут летать? Воздержусь более говорить об этом пороке из-за длинноволосых братьев, которых почти во всех других отношениях мы высоко почитаем. Но чем больше мы любим их во Христе, тем настойчивее и даем советы.» (О делах монашеских)

Блаж. Феофилакт Болгарский:
«Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» 
Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения?» (На Послания к Коринфянам. )

Амвросиаст:
«Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» 
Это говорит согласно закону, который запрещает мужу быть косматым.» (На Послания к Коринфянам. )

Иоанн Златоуст:
«А мужу заповедует уже не касательно покрывания, а касательно волос: запрещает покрываться только во время молитвы, растить же волосы возбраняет всегда. Как о жене сказал: «если не хочет покрываться, то пусть и стрижется» (1Кор.11:6), так и о муже: «если растит волосы, то это бесчестье для него» (1Кор.11:14). Не сказал: если покрывается, но: «если растит волосы». Потому и в начале сказал: «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою», не сказал: накрывшись, но: «с покрытою головою», выражая, что молящийся хотя с обнаженною главою, но с отрощенными волосами, равен покрывшемуся: «так как, – говорит, – волосы даны… вместо покрывала» (1Кор.11:15).» (На Послания к Коринфянам. )

Нет смысла описывать современный обычай ношения длинных кос священниками, так как сама эта традиция уходит корнями в ту тьму истории, из которой для нее нет никакого начала смысла и которая сама по себе, как мы видим из учения святых отцов, полностью противоречит древним традициям.

А теперь относительно церковных искусств. Хотим обратить ваше внимание на то, что нет ни одной иконы апостола или святителя на которой бы они изображались с длинными волосами. Ни апостолов ни епископов с длинными волосами древняя церковь не знала.

Константин Антонов

Константин Антонов

Милостию Божией грешный иконописец.

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2018. (7527 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы

Современное Древлеправославие