Toggle the Widgetbar

Распятие и «не туда» летящий ангел.

Однажды, в начале 2000-х после утренней службы в рядовое воскресение стоял я в очереди к нашему батюшке за благословением. Передо мной стоял один наш прихожанин и вот когда подошла его очередь, он получив у настоятеля благословение, указав ему на икону «Распятие» находящуюся в праздничном ряду иконостаса, обратился к нему примерно со следующим вопросом: «Отче, почему иконописец на иконе Распятие написал ангела, повернутым спиной к Господу и Кресту? Не хорошо он сделал! Все святые в иконостасе обращены к центру, туда где изображен Спаситель, а этот ангел как специально повернут к Кресту спиной!» Этот вопрос конечно был как бы и не вопросом, а скорее таким мягким выговором настоятелю. Так как прихожанин тот был ревнителем и знал что говорит, без сомнения, икона эта пробуждала в нем не вопросы, а только негодование.

Что ему батюшка ответил я не помню, но сам вопрос я запомнил хорошо и потом еще не раз мне приходилось слышать от верующих людей «святые негодования» на этот и подобные этому  «выкрутасы» древних иконописцев.

Итак, начну сразу. Икона Распятие. Центральными ее фигурами являются Христос и Крест. Событие происходит на горе Голгофа. На Распятого Христа обращена вся вселенная, в числе которой и ветхозаветная церковь, которая на иконе изображена по левую руку Владыки, как бы прогоняемая вон ангелом. По правую Его руку изображена Церковь Новозаветная. Так как распятие Владыки на Кресте это по учению Церкви жертва за весь род человеческий, то на эту Жертву смотрит как бы 2 эти церкви. Одна приближается, а другая прогоняется. И одна из них, церковь ветхозаветная, видя что вне иудейского храма принесена такая Жертва, она как уже ненужная отгоняется ангелом, а церковь новозаветная как бы подлетает к нему, и часто на фресках и иконах можно видеть ее с чашей в руках, в которую она приемлет Кровь исходящую из раны Спасителя, кровь эта символизирует собой Причастие, которое Спаситель подает всем достойно верующим в Него «во оставление грехов»

По поводу ветхозаветной церкви Иоанн Златоуст говорит следующее :

«Почему раздралась завеса? Потому, что храм не мог видеть Владыку распинаемым; тем, что произошло с его завесою, он, как бы поощряя, говорил: пусть теперь всякий желающий попирает Святое святых. Какая мне польза в нем, когда вне его принесена такая жертва? Какая мне польза в завете? Какая мне польза в законе? Напрасно и тщетно учил я их столь долгое время. То же выразил и пророк, взывая: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным (Псал. II, 1)? Они слышали, что яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Ис. LIII, 7), и, изучая столь долгое время это пророчество, не уверовали, когда событие совершилось. Видишь ли, как они поучишася тщетным? Для того произошло раздрание в храме, чтобы предуказать запустение, имеющее после этого быть в нем постоянно.» (Слово о кладбище и Кресте)

Церковь Ветхозаветная

Церковь Новозаветная

Зная такие объяснения многим иконописным сюжетам, никого не сможет соблазнить та или иная «сомнительная» икона. Из чего можно, а лучше сказать нужно (!) сделать вывод: чтение и любознательность- это одни из главных требований к христианину, которые могут помочь ему развиваться интеллектуально и в вопросах веры не блуждать во тьме и всяческих суевериях!

Константин Антонов

Константин Антонов

Милостию Божией грешный иконописец.

Вам также может понравиться

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2018. (7527 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы

Современное Древлеправославие