Toggle the Widgetbar

О буквах на нимбе Спасителя, надписи Богородицы и полумесяце в основании креста.

Совсем недавно прочитал у святого Максима Грека краткое объяснение надписей на нимбе Спасителя и надписи на иконе Пресвятой Богородицы. Думаю многим это объяснение будет немало интересно. В свое время, когда я задумался о трех буквах на венце у Исуса Христа, никто мне не смог дать внятного объяснения, это же касалось и «загадочных» надписей на иконах Богородицы.

О над­пи­си на вен­це Спа­сите­ля и об име­ни Прес­вя­тыя Бо­горо­дицы.

«О бук­вах ОΩН, ко­торые ико­нопис­цы пи­шут на вен­це Спа­сите­ля, да бу­дет те­бе из­вес­тно, что сло­во это эл­лин­ское, то есть, гре­чес­кое и зна­чит на рус­ском язык: „СЫЙ», а это сло­во „сый»зна­чит: „ко­торый есмь», или „ко­торый су­щес­тву­ет». Этим на­име­нова­ни­ем наз­вал Се­бя Все­дер­жи­тель Мо­исею, ког­да по­сылал его в Еги­пет, ска­зав ему: «та­ко ре­чеши сы­ном из­ра­иле­вым: СЫЙ пос­ла мя к вам» (Исх. 3, 14). Так наз­вал Се­бя Выш­ний по­тому, что Он один по су­щес­тву есть су­щий, не имея ни на­чала, ни кон­ца, но всег­да есть, зак­лю­чая в Се­бе и про­шед­шее, и нас­то­ящее, и бу­дущее, по­чему и на­зыва­ет­ся прис­но­сущ­ным. Про­чие же все Его де­ла, ви­димые и не­види­мые, от Не­го и по Его бла­года­ти име­ют бы­тие, и жизнь, и дви­жение, и пре­быва­ние; Он же ни от ко­го не про­изо­шел и не по­лучил бы­тие, но Сам Со­бою всег­да был, есть и бу­дет в бес­ко­неч­ные ве­ки—без­на­чаль­ный, бес­смертный и бес­ко­неч­ный по ес­тес­тву, жизнь все­го жи­вуще­го и бы­тие все­го су­щес­тву­юще­го. Ан­ге­лы и ду­ши че­лове­чес­кие соз­да­ны Им по бла­года­ти, а не са­ми со­бою по­лучи­ли бы­тие, и от Не­го име­ют бес­смер­тие. Но об этом дос­та­точ­но.
А что ико­нопис­цы пи­шут с обе­их сто­рон ико­ны Бо­гома­тери сло­ва: Μρ. ФY. то знай, что и эти пись­ме­на и сло­ва суть гре­чес­кие, и зна­чат: „Ми­тир Феу»(Μητήρ Φεού), по–рус­ски же это зна­чит: Ма­терь Бо­жия, а не Мар­фа, не Мир­фу, как не­кото­рые, по не­веде­нию гре­чес­ко­го язы­ка, ду­ма­ют. Имя Бо­жи­ей Ма­тери—Mapия, а не Мар­фа и не Мир­фу.»
-Максим Грек-

Еще у Максима Грека есть интересное Полумесяц и крестобъяснение  так называемого полумесяца в основании креста на православных храмах. Лично я слышал немало тому объяснений, одно из них, говорят, даже оскорбляет мусульман: «Крест над полумесяцем- победа христиан над мусульманами.». А вот собственно и само объяснение:

О по­лук­ру­жии в ви­де мо­лодо­го ме­сяца, на­ходя­щем­ся под крес­том на цер­квах

«Об этом зна­ке U, над ко­торым вод­ру­жены бы­ва­ют крес­ты на цер­квах, знай, что это U есть гре­чес­кая бук­ва, на­зыва­емая „ип­си­лон». Изоб­ра­жать этот знак под крес­том свя­тые от­цы ус­та­нови­ли ра­ди двух при­чин, нас­коль­ко я мо­гу по­нять. Гос­подь в Еван­ге­лии час­то го­ворит и­уде­ям: «ег­да воз­не­сете Сы­на Че­лове­чес­ко­го» (И­оан.8, 28); и опять: «яко­же Мо­исей воз­не­се змею в пус­ты­ни, та­ко по­доба­ет воз­нести­ся Сы­ну Че­лове­чес­ко­му»; и опять: «аще Аз воз­не­сет бу­ду от зем­ли, вся прив­ле­ку к Се­бе» (И­оан. 3, 14; 12, 32). По–гре­чес­ки же „воз­не­сение»(„вы­сота») на­зыва­ет­ся: „ύψός», на­чаль­ная же бук­ва это­го гре­чес­ко­го сло­ва есть: U. Этою бук­вою свя­тые от­цы учат нас га­датель­но, что крест есть „ ύψός», то есть, вы­сота и сла­ва Хрис­то­ва. Дру­гое тол­ко­вание та­ково: так как бук­ва U по–гре­чес­ки оз­на­ча­ет чис­ло 400, Спа­ситель же крес­том Сво­им прос­ве­тил че­тыре стра­ны зем­ли, как ска­зано: „прос­ве­тивый зем­ная крес­том и раз­се­ян­ная по стра­нам язы­ки соб­рав к Се­бе кре­щени­ем свя­тым», по­это­му, чис­лом „4″свя­тые от­цы ука­зыва­ют нам на че­тыре час­ти све­та, а сот­ня­ми, как чис­ла­ми со­вер­шенны­ми, та­инс­твен­но по­яс­ня­ют нам сок­ро­вен­ный смысл 100 овец, из ко­их, ког­да од­на заб­лу­дилась, то Доб­рый Пас­тырь по­шел отыс­ки­вать ее и, най­дя, при­об­рел ее Се­бе крес­том, то есть рас­пи­ти­ем Сво­им и жи­вот­ворною смертью. Так пос­ти­га­ете мой сла­бый ум, а ес­ли кто мо­жет луч­ше объ­яс­нить, тот пусть прос­ве­тит нас.»

-Максим Грек-

Константин Антонов

Константин Антонов

Милостию Божией грешный иконописец.

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2018. (7527 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы

Современное Древлеправославие