Toggle the Widgetbar

Можно ли использовать для молитвы печатные иконы или нет ?

Древ-образ 01

С Божьей помощью, опираясь на простую логику и элементарные примеры, мы постараемся сказать однозначное «нет» репродукциям икон в целях использования их для молитвы. Мы не можем привести конкретные высказывания святых отцов на эту тему, потому что этот подлог- проблема последнего времени. Так как не думали святые отцы, что в век технического прогресса люди будут столь изворотливы и изобретательны на всякое зло. Итак, можно ли использовать для молитвы печатные иконы или нет ?

По учению святых Церкви, каждая икона, написанная по правилам православной церкви, свята, а значит, благодатна, потому что таинственно связывает нас с тем образом, который изображен на ней. Само слово «образ» в оригинале по-гречески пишется как «χαρακτήρ», то есть «характер». Можно ли характер растиражировать какой-нибудь печатной машинкой? Образ, то есть икона, должна быть написана рукой иконописца, тем кто и сам сотворен Господом по Его Образу. Господь- Творец и человек- творец, так как он создан по Образу Божию. Печатный станок изобретен ( читай сотворен ) человеком. Но помещен ли в него человеком дух жизни и дар творения?- никак. Следовательно, человек посредством бездушной машинки не имеет ни малейшего права на «печатание икон». Две иконы, написанные рукой одного иконописца с одного и того же образца, всегда немного будут отличаться одна от другой, хотя простой человек может этой разницы и не заметить. Поэтому у каждого образа и есть свой характер.

Феодор Студит и Стефан Новый. Монастырь Грачаница. 14-15 век (фрагмент)

Феодор Студит и Стефан Новый. Монастырь Грачаница. 14-15 век (фрагмент)

Так и через посред­ство иконной живописи мы созерцаем изображе­ние телесного Его вида и чудес, и страданий Его, и освящаемся, и вполне удовлетворяемся, и радуемся, и считаем себя счастливыми; и благоговеем, и почитаем, и поклоняемся телесному Его образу. ( Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы Слово 3, 12 )

Иоанн Дамаскин говорит именно об «иконной живописи», то есть о живом написании икон, и именно, живом. Как я говорил выше, человек творит как творит и его Создатель. Передавать Образ своего Творца и Его святых может только тот, кто наделен даром творения. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» ( Бытие 1 : 27 )

Отрицать и полностью запрещать печатание репродукций икон так же не следует. Но каждая из таких репродукций должна знать свое место. Использование их уместно, к примеру, в качестве иллюстраций в христианской литературе, в качестве образцов для иконного дела. Но отнюдь не для молитвенного обращения и почитания на одном уровне со святыней!

Духовное же отношение к таким «образам» должно быть таким, какое было оно у наших предков, использовавших в свое время золотые и серебряные монеты с изображением Исуса Христа, Богоматери и избранных святых: «Еще понятней, что мы поклоняемся иконам не как божествам, тебе будет из следующего. О денежных знаках ведь и сам ты, уж конечно, знаешь, — что на одних из них отчеканены образы Христа, на других — Его матери или кого-нибудь из святых. Но нас мало, а вернее сказать, никак не занимает их почитание. Ибо не для почитания прообразов было придумано делать их отпечатки на серебре или на золоте. Мы их наносим как своего рода знак достоинства монеты, а кроме того, чтобы показать, что монета принадлежит христианам. Поэтому, и на землю их при случае бросая, предавая огню и переплавке, истирая, разламывая, а при сделках и торговых операциях предавая в руки нечестивых, мы не смущаемся».  (Иоанн Кантакузин. Диалог с евреем Ксеном.)

Христианские монеты с изображением святых

Христианские монеты с изображением святых


Христианские монеты с изображением Спасителя

Христианские монеты с изображением Спасителя

Седьмой  Вселенский собор в 787 году постановил почитать икону как святыню наравне с Евангелием и Крестом. Тогда в наше время очень уместно задать такой вопрос: «может ли быть поточный метод производства святынь?»- Может! Если считать репродукцию иконой. А далеко ли отстоит от иконы стенопись? Допустим, настоятель какого-нибудь провинциального храма очень желает иметь в храме фрески, а средств на роспись не имеет. Параллельно тому он в своем храме продает бумажные иконы и имеет несколько таковых икон в иконостасе. Вопрос: может ли этот  священник заказать печатные фрески и разместить их на стенах посредствам фотообоев? Ведь если печатать иконы не грех, то следовательно, и фрески печатать не возбранено. Допустим, что печатные иконы и фрески в качестве фотообоев стали бы в нашей церкви нормой. В Покровском храме, что на Рогожском в Москве, есть частица мощей великомученицы Варвары. Достаем фотоаппарат, настраиваем вспышку, фотографируем! Через пару дней за тысячу километров от Москвы в каком-нибудь храме на икону святой Варвары можно приклеить фотографию мощей с Рогожки и целуй! И так к каждой иконе будет прилагаться фото мощей. Вопрос о каноничности такой идеи никому и в голову не придет!

Хотя эти идеи будут оправданы, если следовать логике людей голосующих за «бумагу». На Западе, например, вы можете прийти в костел на службу, подойти к специальному терминалу, на котором закреплен стол с лампочками по форме свечей, вставить свою банковскую карточку, и ваша жертва принята! Пару десятков минут свечечка погорит! И так во всем, сначала бумажная икона, потом электронные свечки с фресками-фотообоями, магнитофоны вместо хоров на службе,.. и потихонечку придем к посещению  виртуальных храмов в 3d отображении!

Евгений Пархаев- главный иконописец Софрино, с масонскими мелалями и ленточкой на груди

Евгений Пархаев- главный «иконописец» Софрино, с масонскими мелалями и ленточкой на груди

Бывает, из средств массовой информации мы узнаем, что там- то и там- то подделали картину или швейцарские часы.  Такие подделки не имеют высокой ценности и сильно осуждаются обществом. Так почему же иконы- подделки, выполненные для верующих с помощью типографских станков, людьми которые, быть может, о православии ничего и не слышали (к примеру, китайцы, копирующие и подделывающие все и вся ) наши пастыри принимают и всячески оправдывают? Получается, что Богу посвящается бесценное не в том смысле, что оно выше всякой потенциально возможной цены, а в том, что оно ниже любой самой малой стоимости.

Многие могут возразить, что икону нынче не купить, сильно уж дорого! Но настоящие иконы никогда не стоили дешево. Всегда можно накопить денег и заказать пусть одну и пусть маленькую, но все же икону, а не обвешивать красный уголок бесчисленным собранием красивых картинок! Недостаток средств для приобретения писаной иконы не служит как оправдание для использования «клонированных икон».

Как- то я общался с одним человеком, который сильно негодовал на стоимость икон. После непродолжительной беседы он посоветовал мне писать иконы размером 40 см- 50 см и продавать их в церковном уголке за 4.000 — 5.000 рублей. Самому мне примерно через полгода посчастливилось побывать у него дома. Переступаю порог дома, молюсь 3 поклона. Краткий «тур» по комнатам и.. упираюсь в плоский черный, примерно, 20-ти дюймовый экран телевизора! Получается, человеку не жалко отдать 30-40 тыс рублей за «антихристову икону» (Агафья Лыкова), в которую помещены все позорища земли, мерзость, которая послужит ему 5, от силы 10 лет! Икона, конечно же, по его мнению, не стоит и четверти этой мерзости! В наш век так и получается, что в кармане почти у каждого покоится I-Pop, почти в каждом доме есть телевизор и стиральная машина,.. но мало у кого есть рукописная икона. Прямо как у иконописца Иосифа Владимирова (уп. 1642—1666):  «кои ум свой уклониша в сребро, в злато, и иже домы свои зиждут богато, в хлевах стояти кони любят драгия, а в церкви иконы купят плохия».

Из всего вышесказанного можно сделать один вывод: использование репродукций икон в молитвенной практике, во всем своем смысле,- есть прикровенное иконоборчество в новейшей истории. И только от нас зависит, вытеснит ли оно из нашей молитвенной жизни настоящие иконы или нет.

Древ-образ 02

А так китаёсы штампуют православные кресты и иконы складывая их в какие-то мусорные баки.

Константин Антонов

Константин Антонов

Милостию Божией грешный иконописец.

34 комментариев к записи “Можно ли использовать для молитвы печатные иконы или нет ?

  1. Максим
    23.09.2015 at 17:07 #

    А как же тогда относиться к литыми иконам? Ведь она не пишется. Можно сказать что тоже на конвейере делается в больших количества практически без участия человека. Противоречие возникает…

    • Админ
      Админ
      23.09.2015 at 17:31 #

      Ни один из древних святых отцов не говорит о литых иконах, хотя выливать и чеканить их в древности была возможность, так как чеканили в то время монеты с изображением Спасителя и святых (о чем упоминается в статье). Может допущение литых икон и было первым шагом на пути к бумажной «иконе»? Вопрос остается открытым.

      • Григорий
        05.12.2015 at 14:36 #

        Св. Стефан Новый, который изображен в заголовке этой статьи, держит то ли литую, то ли резную икону. Но явно не писаную.

        • Админ
          Админ
          05.12.2015 at 17:17 #

          Преподобномученик Стефан был гоним и в последствии умерщвлен воинами императора Льва Исавра за почитание икон и их защиту. Иконы он не писал, а защищал их почитание. В его руках изображена икона символично. Так что не спешите по цвету иконы делать вывод из чего она и как сделана.. В иконописи множество вещей изображены символично и условно. Вы ведь не станете по иконам утверждать что раз на них изображена обратная перспектива стало быть и раньше улицы были такими же «кривыми» и строились шиворот на выворот?

      • Алексей
        19.12.2016 at 18:23 #

        Самые древние русские медные литые иконы датируются 11 в., то есть можно сказать, что появились они сразу после крещения Руси. Известны литые иконы из Византии, Грузии и Малой Азии, относящиеся к 5 в., то есть немногим позднее момента признания Христианства государственной религией. Возможно есть и более ранние образцы. Так что возможность о которой Вы говорите прекрасно реализовывалась древней Церковью. И это даже не было предметом для разговора. Была бы возможность печатать иконы — печатали бы. Икона — это проповедь и чем больше и разнообразнее мы будем проповедовать Христа, тем лучше для Церкви. Не существует никаких причин для запрета качественно выполненной печатной иконы.

        • Админ
          Админ
          19.12.2016 at 18:41 #

          Алексей, доброго времени суток! Когда Вы говорите «Была бы возможность печатать иконы — печатали бы» — да, все бы ничего, если бы не слово «бы». Это Ваше мнение, а мое, что не печатали БЫ. И на счет того, что «Икона — это проповедь и чем больше и разнообразнее мы будем проповедовать Христа, тем лучше для Церкви. » хочется сказать, во-первых, икона это в первую очередь священный образ Того, Кому мы воздаем поклонение, икона нужна в первую очередь для христиан, для безбожников же она иногда служит и предметом посмеяния и хулы, а во-вторых, Господь ясно указал, как мы должны проповедовать людям «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Св. Евангелие от Матфея 5:16) Да, действительно, ваши пастыри в погоне за «проповедью» устраивают в храмах танцы и разные беснования с лицедеями изображающими Христа, благословляются фильмы порочащие христианство и христианских святых, и все во имя абстрактной проповеди, а плоды, где плоды этой вашей «проповеди»?

  2. Анастасия
    Анастасия
    23.09.2015 at 21:31 #

    А вот и статья про китайских «иконописцев». http://www.nsad.ru/articles/ostorozhno-kitajskie-ikony-poddelki

  3. Игорь Степовой
    02.10.2015 at 14:00 #

    интересно. но вопросы остались 🙂 а вы допускаете, что существуют рукодельные подделки, а не созданные автоматическими устройствами?

    • Админ
      Админ
      02.10.2015 at 23:02 #

      Игорь, о таковых не слышали))

  4. Александр
    02.11.2015 at 15:51 #

    Иконы часто писала артелями. У каждого была своя задача.
    Литые иконы, безусловно, каноничные и православные.
    А печатные сейчас есть и в храмах РПСЦ. Митрополит служит в этих церквях.

    • Админ
      Админ
      02.11.2015 at 19:38 #

      Александр, да, к сожалению такие «иконы» есть и в РПСЦ, но далеко не во всех храмах. Митрополит Корнилий не Глава Церкви. Глава Церкви- Христос. А Корнилий- предстоятель. Следовательно он так же может заблуждаться и ошибаться как и все люди. Непогрешать может только папа римский))

      • Григорий
        05.12.2015 at 01:05 #

        Папа римский не возражает против печатных икон 🙂

        • Админ
          Админ
          05.12.2015 at 17:19 #

          папа римский- пес и слуга диавола

          • Олег
            18.12.2015 at 10:59 #

            сколько гордыни и яда в ваших словах

          • Админ
            Админ
            18.12.2015 at 12:32 #

            Истинно так!

  5. Григорий
    03.12.2015 at 03:06 #

    Вы пишете, что «Седьмой Вселенский собор в 787 году постановил почитать икону как святыню наравне с Евангелием и Крестом. » Может быть, тогда Евангелие тоже не печатать, а переписывать от руки? Чтобы быть уж до конца последовательными.

    • Админ
      Админ
      03.12.2015 at 09:42 #

      Григорий, не я придумал то, чтоб почитать икону наравне с Евангелием и Крестом. И Вы наверное невнимательно прочитали статью, в которой говорилось о слове «образ». Напомню Вам, что слово «образ» по др.гречески пишется как «χαρακτήρ», то есть «характер». Евангелие не образ, а значит и печатать его можно. А икона перестает быть образом при печатании, следовательно для молитв использовать печатаные «иконы» нельзя. Сама же статья имеет такое название «Можно ли использовать для молитвы печатные иконы или нет ?» , то есть речь идет о том, можно ли использовать для молитвы, а не печатать или нет. Так что печатать можно и Евангелие и иконы. Только Евангелие не потерпит от того вреда, а икона потеряет смысл молится перед ней.

      • Григорий
        05.12.2015 at 01:13 #

        Всё-таки Ваши рассуждения не очень убедительны. Греческое слово «χαρακτήρ» не тождественно русскому слову «характер» и английскому слову «character», которое вообще обозначает букву. Например: “This document contains 3350 characters». А молимся не образу, а Первообразу. Образ служит нам для напоминания.

        • Админ
          Админ
          05.12.2015 at 17:54 #

          «А молимся не образу, а Первообразу. Образ служит нам для напоминания.»- Поклоняясь образу мы поклоняемся Первообразу изображенному на образе. И честь с поклонением воздаваемая образу, к Первообразу и возносится. Бог сотворил нас по Образу Своему- творцами, а не копировальными машинами, и мы в свою очередь ТЕМ БОЛЕЕ должны «сотворять» образы, а не тупо копировать. Вы пишите, что «Хотел заказать печать редких икон». Вдумайтесь в свои слова- «печать редких икон». Эти иконы уже становятся не редкими, а многотиражными и фальшивыми. Распечатав (даже не редкую, а существующую в ед. экземпляре) икону Троицы Рублева, и повесив у себя в красном уголке, Вы можете сказать что у Вас дома есть редкая икона Рублева? Справидливее будет сказать что у Вас дома просто ПЕЧАТАННАЯ КОПИЯ с иконы Рублева. Вашей логикой можно оправдать и печать мощей на фотобумаге и татуировки с крестами на спинах у зеков?- «И не важно что это копии или татуировки- кланяйся на наколки зеков, ничего не важно и не страшно! ТЫ поклоняешься Первообразу!»- не так ли?
          И на счет слова «характир»- мы ведь с вами не поклонники Задорнова, чтоб словами жанглировать кому как выгодно? Русский язык произошел от старославянского, который в свою очередь составили для нас с Вами Кирилл и Мефодий, можно так сказать на основе древнегреческого. Первая цель переводчиков была сделать такой язык, ктоторый бы максимально точно перевел и донес до нас Святое Писание. И английский язык здесь совсем не при чем.

  6. Григорий
    04.12.2015 at 12:47 #

    А «греческие» иконы тоже печатаные?

  7. Григорий
    05.12.2015 at 05:27 #

    Хотел заказать печать редких икон (на дереве), да вот попал на ваш сайт. Теперь не знаю, что делать.

  8. Ромчик
    05.12.2015 at 10:10 #

    не знаю кого бы больше почетаете , краски, художника рисующего икону . или образ Господа нашего Бога . но я как и многие искренне верующие православные, молился молюсь и буду молится образу Господам Бога нашего, напечатанным , рисованным или даже нацарапанным на стене образ есть образ , его не обязательно рисовать . образ у нас в сердце а не на изображении . спаси и помилуй нас Господи !

    • Админ
      Админ
      05.12.2015 at 17:59 #

      Многие зеки набивают себе на всю спину «иконы». Будете на такие «иконы» молиться?

    • Григорий
      06.12.2015 at 03:30 #

      Вот так делают «резные» иконы — фрезерным станком с программным управлением http://www.youtube.com/watch?v=hc1QGbZIHJQ

      • Админ
        Админ
        06.12.2015 at 15:10 #

        Григорий, вот такие язычники и делают эти «иконы». Послушайте, что говорится в ролике: «чудотворная способность дерева очищать пространство и ауру человека от накопившегося заряда негативной энергии». Дикое и примитивное язычество. Слова обращены к львиной доле так называемых «православных», которые в храм ходят яйца посвятить и водички набрать, вот на них и направлен данный ролик и те псевдоиконы которые им «пилят» суемудрые корыстолюбцы.

    • Roman
      18.05.2016 at 17:47 #

      Самый мудрый комментарий! Автор статьи верно толкует индивидуальность работы мастера-иконописца, но только не учитывает, что немалая часть населения нашей страны проживает на уровне ниже среднего прожиточного. Верующий поклоняется «образу», а икона — это художественное отображение. Развивается технология, и указанные Вами I-pop мы все чаще видим у людей в рясах, входящих в храмы, не будем так категорично судить обо всем, время все расставит на свои места. На мой взгляд, важен не способ наглядной репродукции, а внутренне состояние человека, обращающегося к Богу. Статья же прославляет покупку дорогостоящих рукописных икон, не более.

  9. Роман
    29.01.2017 at 16:29 #

    На самом деле бумажные изображения Господа, Богородицы, Святых в древности были. Их можно увидеть на миниатюрах, манускриптах. Но на эти изображения естественно не молились, а на иконы молились. Смысл тот же что с монетой. То есть всему свое место. Доказательства можно найти например в Деяниях 7го Вселенского собора или в Стоглаве о почитании именно икон. Совершенно понятно, что нынешний интерес к этой теме поднят из-за экономии средств и утери связи с традицией. Впрочем если у человека действительно нет денег на икону он по преданию может молиться на Восток по 91 правилу Василия Великого Кесарийского.

  10. Геннадий
    25.10.2017 at 04:44 #

    Были такие способы печати, как олеография,хромолитография, литография, лакопечать и пр. И до революции иконы тоже ПЕЧАТАЛИСЬ на холсте, дереве и даже жести. Никакие вселенские, поместные, архиерейские соборы не могут угнаться за прогрессом(?). Поэтому я считаю, что суррогаты икон ВОЗМОЖНЫ, но с обязательным таинством ОСВЯЩЕНИЯ в храме. Кстати, и рукописные(темперные) иконы тоже проходили через этот обряд. Писал-то всё же грешный человек(кто без греха?), поэтому только освящением икона приобретала САКРАЛЬНОСТЬ. И даже старые иконы, подаренные храму, тоже вновь освящались, т.к. неизвестно в каких руках и местах они побывали.
    И ведь был в православии период иконоборчества, от которого остался запрет на скульптуры, барельефы, горельефы и вообще на резные изображения Святых(в отличии от католичества).
    А металлопластика(литьё) широко применялась даже в 14-15х веках(возможно и раньше), причём особенно у старообрядцев после раскола.
    Если обратиться к истокам христианства, то они молились в катакомбах на изображения Христа на КАМЕННЫХ стенах. Тогда ж не было ни Рублёва, ни Дионисия, ни Ушакова с Чириковым, ни прочих иконописных школ.Думаю, что не играет роли, кто, в каких условиях делал иконы и церковную атрибутику(КИТАЙЦЫ. персы, папуасы), главное, — что после освящения всё очищается. Думаете в Софрино работают кроткие агнцы? Мат стоит — сапожники и боцманы краснеют. Но после освЯщения вся отрицательная аура уходит.
    Конечно, однозначно, желательно иметь рукописные иконы, но при нынешних достатках цены кусаются. Поэтому я считаю, что лучше пусть будет бумажая освящённая(!) икона в Красном углу и Бог в сердце, чем палехский иконостас и ПОНТЫ в душе.

    Да простит меня Админ за столь обширный и афронтный коммент. Оч. хочется поделиться мнением.

    • Константин Антонов

      Геннадий, освящать иконы стали в 17 веке, начало этому положил митрополит Петр Могила. До него этого никто не делал. Освящать кресты и иконы это безумие. По учению Церкви икона освящается надписью и образом первообраза, поэтому когда лик с надписями стираются икона должна быть либо отреставрирована либо предана огню, на такую молиться нельзя, по учению Иоанна Дамаскина это уже будет вменено как идолопоклонство. Крест же свят Сам по себе. С освящением же икон дело обстоит иначе. «Освященная икона» и с утраченным ликом почитается иконой и кланяются ей уже почитая ее как некий фетиш. Освящение икон- начало идолопоклонства и неправильное понимание образа с точки зрения богословия. Ну а на счет того что оно и когда там было, Киприан Карфагенский говорит «обычай без истины лишь старое заблуждение»

  11. Анатолий
    31.10.2017 at 23:10 #

    Уважаемый Константин, у меня такой вопрос:
    есть всякие маги и колдуны которые ка,,лечат» с помощью
    икон (печатные и рукописные). Что несут те образы? Можно такой рукописной неосвящённой иконе молится?

    • Константин Антонов

      Анатолий, добрый день!
      Слуги диавола не могут калечить своих пациентов с помощью икон и крестов. Если такие вещи и происходят, то это скорее клевета бесов на Божью силу, а не действие колдуна на свою жертву через оные священные предметы. Знаете, колдуны советуют своим пациентам почаще ходить в храм, на исповедь, приступать чаще ко причастию, некоторым некрещеным советуют даже перед началом сеансов покреститься. Сторонне может показаться, что это благие и полезные советы, но на деле это делается чародеями для того, чтоб привлечь на своего пациента бесов. Бесы ведь не так сильно нападают на грешников и некрещеных, сколько на тех кто хоть немного заботится о своей душе. Исповедь очищает, крещение очищает, причастие очищает- бесы не терпят этого и приступают к таковым, если они после этого идут к магам. Плюс к этому, бесы и их ученики маги как бы смеются над Богом и Его таинствами и как бы ругаются над ними. Но силу получают не от священных предметов и калечат людей не через них, а по попущению Божию своими силами (бесовскими) это делают, так как люди которые ходят к ним, отдают свои души в их руки добровольно.

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2018. (7527 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы

Современное Древлеправославие