Toggle the Widgetbar

Христос Воскресе!

Воста Христос, и низложися ад. Воста Христос, и падоша бесове. Воскресе Христос, и радуются ангели.

Христос Воскресе!

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ЗОСИМА, ЕПИСКОП ДОНСКОЙ И КАВКАЗСКИЙ,

БЛАГОГОВЕЙНЫМ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ И БЛАГОРЕВНОСТНЫМ ЧАДАМ СВЯТОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ВОСКРЕСЕНИЕМ ХРИСТОВЫМ.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Святая Церковь в этот нареченный и торжест­венный день духовно прославляет величайшее, оза­рившее всю вселенную, священное событие Вос­кресения из мертвых Спасителя нашего, Христа Жизнодавца (Мф. 28,6-7; Мр. 16, 6;Лк. 24, 6;Ин. 20, 14-18).

Воскрес Исус от гроба, как и предсказал Своим ученикам и апостолам. По воскресении Своем из мертвых, Господь являлся ученикам в продолжении сорока дней и говорил им о Царствии Небесном, о том, что они облекутся силой свыше, когда сойдет на них Дух Святой, и будут свидетелями о Нем во всей вселенной.

Возрадовались апостолы Христовы, увидев Вос­кресшего Учителя и Господа, и получивши благо­дать Святого Духа, непоколебимо, со всецелой пре­данностью и любовью исполняли повеления Гос­подни во все дни жизни своей, проповедуя челове­честву о Христе распятом и Воскресшем, чему все они были свидетелями.

Отец Церкви и вселенский учитель IV века, свя­титель Григорий Богослов в своем «Слове на свя­тую Пасху» так говорит о сегодняшнем дне: «О! если бы иметь мне голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира! Вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! Она у нас праздников Празд­ник и Торжество из торжеств. Столь превосходит все торжества, сколько солнце превосходит звезды. И ныне мы празднуем самое Воскресение, не ожида­емое еще, но уже совершившееся». Поэтому, в «сей день его же сотвори Господь, возрадуемся и возвесе­лимся» (Пс. 117, 24), свято и духовно празднуя его.

Что же значит «Пасха Христова»?

Слово «Пасха» произошло с древнееврейского «пасах», которое означает «проходить мимо», «пере­ходить» (из одного состояния в другое). В древнее время совершили пасху израильтяне, когда вышли из Египта, в благодарную память избавления от «руки Фараони». Совершил Пасху Исус Христос, принеся Себя в искупительную Жертву за грехи всего мира, чтобы избавить нас от «руки дияволи».

Ныне же Пасху совершает душа (т.е. каждый из нас), «исходящая из мысленного Египта, то есть гре­ха. Ибо когда душа переходит от греха к добродете­ли (от нечестия к благочестию), тогда совершает она пасху Господу», — учит авва Дорофей.

«Пасха Господня, — есть переход от зла к до­бру», — подтверждает другой богомудрый пустын­ник, авва Евагрий.

Итак, ныне Пасха Господня, день Воскресения

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого, истинного Бога и посланного Тобой Исуса Христа» (Ин. 17,3).

Христа, распявшего грех, за нас умершего и Вос­кресшего. Но так как Агнец Божий, «Христос, Пасха наша, заклан за нас, -— учит верховный Павел, — посему станем праздновать не со старой закваской, не со закваской порока и лукавства, но… в чистоте и истине» (1 Кор. 5, 7-8). В благодарность Спасите­лю, каждый из нас, носящий имя Христово, должен совершать Пасху Господню таким образом, чтобы это была жертва благоугодная Богу, а для нас спаси­тельная. Научимся у Апостола, как это делать. «Умо­ляю вас, братие, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12, 1).

А как должны мы принести тела свои Богу в жерт­ву живую и святую? «Не исполняя более желания плоти и (нечистых) помыслов» (Еф. 2, 3), но посту­пая «по духу», и похотей плотских удаляясь (Гал. 5, 16), а это значит «умерщвлять земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжа­ние, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3, 5-6).

Почему же это называется жертвою живою? По­тому что святые, принося себя в жертву Богу, живые умирают ежедневно, как говорит царь Давыд: «Тебе ради умерщвляеми есмы весь день; вменйхомся яко овча заколёния» (Пс. 43, 22). Таким образом прине­сем в жертву самих себя, для спасения души. Будем умерщвлять себя для греха ежедневно, как и все святые умерщвляли себя, ради Христа Бога нашего, умершего за нас.

Как же они умерщвляли себя? — «Не любя мира, ни того, что в мире, — как говорит святой Иоанн Бо­гослов, — но отвергшись похоти плотской, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2,-15-16),т.е. сластолюбия, сребролюбия и тщеславия, и, взявши каждый свой крест, последовали Христу и распя­ли мир себе и себя миру (Гал. 6, 14). О чем говорит Апостол и в другом месте: «А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьмй и похотьмй» (Гал. 5, 24). Вот как умерщвляли себя святые.

Как же они приносили себя в жертву? Живя не для себя, но подчинили себя закону Божию и пре­небрегли своими желаниями ради заповеди о любви к Богу и ближнему, как об этом сказал апостол Петр: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобой» (Мф. 19, 27), т.е. они (апостолы) оставили все свои поже­лания, всякое пристрастие к миру сему, и взяв крест, последовали за Христом, по сказанному: «Уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2,20).

Вот как святые приносили себя в жертву! «Так и мы принесем в жертву самих себя, — учит святитель Григорий Богослов, — ибо нас хочет Бог… Человек есть стяжание самое драгоценное пред Богом», …и не только самое драгоценное, но и самое свойствен­ное Богу! Как учит Писание: «Сотвори Бог челове­ка, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 27).

И Сам Господь наш, сошедши к нам, воспри­нял образ человека, кратко сказать, по всему, кроме греха, соделался Человеком, т.е. этим усвоил Себе человека и сделал его Своим. Поэтому, должно нам заботиться воздать образу, созданному по об­разу Божию, т.е. привести его в состояние, бывшее до греха. Как же это? Научимся этому от Апосто­ла: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7, 1). «Станем добре, станем со страхом, вонмем!», т.е. бу­дем внимательны на всякий день и час жития наше­го, чтобы не уклониться нам от пути спасения. Сде­лаем образ наш чистым, каким мы и приняли его, омоем его от скверны греха, чтобы явилась красота его, происходящая от добродетелей, т.е. от исполне­ния заповедей Божиих. Об этой красоте молился и пророк Давыд: «Господи, волею Твоею подаяадь доброте моей силу» (Пс.29, 6).

Посему, очистим в себе образ Божий, ибо Бог требует его от нас таким, каким даровал его, не име­ющим «ни пятна, ни порока, ни чего-либо таковаго» (Еф. 5,27); почтим Первообраз, не будем оскорблять образа Божия, по которому мы созданы…

«Итак, почтим Первообраз, уразумеем силу таин­ства и то, за кого Христос умер», — призывает нас вселенский учитель, Григорий Богослов. Сила таин­ства смерти Христовой такова: поскольку мы грехом утратили в себе полноту образа Божия и потому че­рез падение и грехи соделались мертвыми, как гово­рит Апостол (Еф. 2, 1), то и Бог, умилосердившись над Своим созданием и Своим Образом, нас ради соделался Человеком и вкусил смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни, которую мы потеряли за свое преслушание. Ибо Он, Спаситель наш, возшел на Крест и распял грех, за который мы изгнаны были из Рая, и пленил плен, как сказано в Писании (Пс. 67, 19; Еф. 4, 8).

Что же значит пленил плен? —То, что по пре­ступлении Адама враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тог­да из тела, отходили во ад, ибо Рай был заключен. Когда же Христос возшел на высоту Животворящего Креста, то Он Своею Кровию избавил нас из плена, которым пленил нас враг за преступление, т.е. осво­бодил нас из рабства греху и дияволу, и, так сказать, обратно пленил нас, победив пленившего нас врага.

Итак, мы избавились от ада человеколюбием Христовым, и теперь уже от нас зависит возвраще­ние в Рай, т.е. наше спасение. Поэтому позаботимся о себе, о душе своей, и будем избегать всякого дела, помрачающего в нас образ Божий и оскорбляюще­го Создателя, Искупителя и Спасителя нашего, вос­кресшего из мертвых. Ибо всякий грех опять пора­бощает нас врагу, поскольку мы сами добровольно низлагаем себя и порабощаемся ему.

Фрески собора Протата в Карее, Афон XIII в. - Мануила Панселина

Фрески собора Протата в Карее, Афон XIII в. — Мануила Панселина

Пасха Господня! Она означает еще особенный переход. Как мы сказали выше, если мы совершим переход от греха к благочестию, то сподобимся важ­нейшего и конечного перехода: «От смерти убо к жизни, и от земли на небо, Христос Бог нас превёл есть» (ирмос 1-й песни канона). В самом деле, каж­дый живущий на земле человек переходит от жизни к смерти, Христос же первый перешел от смерти к жизни нескончаемой и блаженной. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: Первенец Христос, потом Христовы, — в пришествие Еш»(1 Кор. 15,22-23).

Отцы и братие! Святая Церковь заповедует нам утверждаться в благочестии через чтение и слуша­ние Священного Писанир и святоотеческих поуче­ний, из которых мы получаем спасительное позна­ние Бога и Его святой воли,;— благой и совершенной (Рим. 12,2).

Будем всем сердцем молиться Богу, чтобы Он ут­вердил нашу слабую волю к исполнению заповедей Его и отверз наш ум к разумению Писания. Каж­дый из нас будем достойно звания християнского нести свой крест и всячески стараться идти узким евангельским путем, который ведет в Царство Не­бесное. В наше трудное время — множество соблаз­нов, от врага предлагаемых,— уклониться от верной дороги; но нам должно всегда помнить о будущем и вечном блаженстве, терпя скорби и страдания и подражая Подвигоположнику и Начальнику нашего спасения. Будем помнить слова Апостола: «С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8,17).

Познание Бога и сердечная любовь к Нему, под­тверждаемая делами, без сомнения, приведут нас к вечной блаженной жизни, которой да сподобит нас Отец Небесный благодатию Сына Своего, Господа нашего Исуса Христа и причастием Святого Духа.

От всей души поздравляю всех вас, отцы духов­ные, иноческий чин, братие и сестры, с величайшим християнским Торжеством и отечески желаю про­водить святые пасхальные дни свято и непорочно, праздновать духовно и богоугодно. Желаю всем ду­шевного мира и християнского взаимопонимания, здравия и спасения, и во всем добром Божиего по- спешения.

И благодать Воскресшего Господа и Спаса наше­го Исуса Христа и мое архипастырское благослове­ние да будет со всеми вами. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ смиренный ЗОСИМА, епископ Донской и Кавказский. Град Ростов-на-Дону, Епископия, 2015 год.

 Заказать купить икону воскресения

Константин Антонов

Константин Антонов

Милостию Божией грешный иконописец.

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2018. (7527 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы

Современное Древлеправославие