Toggle the Widgetbar

Дух в видении голубине

Почему же Дух Святый явился в виде голубя?

Дух в видении голубине

По долгу работы часто приходится просматривать немалое количество образцов икон в интернете, в накопленных за немалое время материалах на компьютере, а так же особенно рассматривая в живую иконы в разных храмах. Очень часто приходится видеть иконы, если таковые можно назвать иконами, с изображением Святого Духа в виде голубя. Вроде бы ничего странного, ничего соблазнительного.. Но это только до времени. До тех только пор, пока не начнешь осознанно спрашивать себя и окружающих: «А в чем смысл такой иконы? А откуда она в православии?» В ответ только один аргумент: «традиция», ну еще сильнее аргумент «дораскольная традиция», и ни тени богословского обоснования, толкования образа.

Как-то странно принято у нас рассуждать. Все дораскольные традиции- правильные, послераскольные- под вопросом. Но неужели до раскола не могли ошибаться, неужели на иконописцев за все 16 веков не было не одного дурного влияния ни с запада, ни с востока?

В чем собственно состоит вопрос относительно изображения Святого Духа в виде голубя? Евангельская история говорит нам, что Дух Святой явился в виде голубя только при Крещении Господа Исуса Христа. Дух Святой не принял естества голубя, но явился в образе голубя. В день Пятидесятницы Он уже является в виде огненных языков. Ведь никому в голову не придет писать на иконах костер или огонь и вешать такие иконы в храмах, расписывать такими образами стены соборов? Всякий скажет с уверенностью что это богохульство! И будет прав! Но не богохульство ли писать на иконах голубя и подписывать написанное- «Дух Святой» ? Не будем обращаться к истории образа, ясно и так, что он пришел к нам не от добрых соседей. А обратимся лучше за богословской помощью к одному из великих учителей Церкви- Иоанну Златоусту, читаем:

«Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому что голубь есть животное кроткое и чистое. И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде. Кроме того, такое явление напоминает нам и о древней истории. Когда всеобщий потоп объял всю вселенную, и род наш подвергался опасности совершенного истребления, тогда явилась эта птица и дала знать о прекращении потопа, и, принесши ветвь масличную, принесла благую весть о всеобщей тишине во вселенной. Все это было прообразованием будущего. Тогда люди находились в худшем состоянии, и достойны были гораздо большего наказания. Поэтому, чтобы ты не отчаивался,

Крещение 01 (Кирилл)

Крещение Господне, Кирилло-Белозерский монастырь, 15 век

Писание и приводит тебе на память эту историю. И в то время, несмотря на самое отчаянное положение дел, было некоторое избавление от бедствий и восстановление; тогда это произошло посредством наказания, а теперь посредством благодати и дара неизглаголанного. Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому. Представляя величие этого дара, не уменьшай в мыслях твоих достоинства Святого Духа потому только, что Он явился в таком образе. Я слышал, как некоторые говорят, будто такое же различие между Христом и Святым Духом, какое между человеком и голубем, потому что Тот явился в человеческом естестве, а этот в виде голубя. Что на это должно сказать? То, что Сын Божий принял естество человеческое, а Дух Святой не принял естества голубя. Потому и евангелист не сказал: в естестве голубя, но — в виде голубя. Да кроме данного случая, после Он никогда не являлся в таком образе. Далее, если ты по этой только причине почитаешь Его меньшим по достоинству, то потому же самому и херувимы будут лучше Его, и притом во столько раз, во сколько орел превосходнее голубя, потому что они являлись в виде орлином. Также и ангелы будут лучше Его, потому что и они часто являлись в образе человеческом. Но да не будет этого, да не будет!» ( Иоанн Златоуст, толкование на евангелие от Матфея, беседа 12, часть 3.)

Ни убавить, ни прибавить.

«Поэтому и голубица не с масличною ветвью является»  На многих иконах иконописцы изображали под видом Святого Духа голубя именно с масличной ветвью.

«Я слышал, как некоторые говорят, будто такое же различие между Христом и Святым Духом, какое между человеком и голубем»

Об этом после Златоуста уже не только говорили, а уже и смело изображали к 10-11 векам в таких иконах как «Отечество», «Сопрестолие», «Троица новозаветная». Но об этом в другой статье.

«Да кроме данного случая, после Он никогда не являлся в таком образе» Следовательно и изображать Его стоит только в том сюжете, в котором Он таким образом являлся.

«Представляя величие этого дара, не уменьшай в мыслях твоих достоинства Святого Духа потому только, что Он явился в таком образе… Далее, если ты по этой только причине почитаешь Его меньшим по достоинству, то потому же самому и херувимы будут лучше Его, и притом во столько раз, во сколько орел превосходнее голубя, потому что они являлись в виде орлином. Также и ангелы будут лучше Его, потому что и они часто являлись в образе человеческом. Но да не будет этого, да не будет!»

Здесь, как мне кажется, святитель говорит о тех, которые рассуждали подобным образом, что раз Дух Святой явился голубем Иоанну, то следовательно Он есть меньше Христа по достоинству. Иначе, о чем тогда говорит Златоуст как если не об этом? Вот до чего доводили одни только рассуждения людей… Если же мы считаем иконопись проповедью в красках, или лучше сказать учением Церкви в красках, то правильно ли подавать людям такой соблазн? Соблазн того, что человек может подвергнуться искушению не только умалить в своем сознании достоинства Святого Духа, но и всю свою оставшуюся жизнь после таких «икон» во время моления к Пресвятой Троице молиться голубю, а не Духу?

Константин Антонов

Константин Антонов

Милостию Божией грешный иконописец.

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2018. (7527 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы

Современное Древлеправославие