Toggle the Widgetbar

Большое в малом: о системе столпового роспева

Доклад на святоотеческих чтениях памяти митрополита Андриана (Четвергова)

в г.Казань 22.07.2015 по гр. стилю

Большое в малом: о системе столпового роспева

Зачало премудрости страх Господень, и свет святых разум (Притч. 9 гл.)

1.Сегодня с помощью своего воображения попытаемся «в капле воды разглядеть море». Постараюсь продемонстрировать, как в малом запечатлелось большое через следующую логическую последовательность:

знамя     попевка     осмогласие    мироустройство.

Система столпового роспева является основополагающей в организации круглогодичной церковной службы. Она же называется осмогласием и была введена в служебный обиход святыми отцами. Прежде всего, трудами преподобного Иоанна Дамаскина.

Если мы обратим внимание на мироустройство, как на повторяющиеся процессы, то увидим множество тому подтверждений. Например, вращательные движения космических объектов, электронов вокруг ядра атома; история преподносит нам одни и те же уроки, пока мы их не выучим; рождение и жизнь растений, животных и человека. Свет или звук рассматривается наукой, как волновой, т.е. периодический процесс.

Надо тут, предупредить, что я не сторонник линеарного представления развития человечества, или развития истории по спирали, или кругового устройства мира, как его представляют нехристианские религии типа кришнаизма и переселения душ. Вообще в славянском языке нет понятия «развитие» в смысле усовершенствования. В русский язык это понятие пришло из французского языка. В славянском языке развиваться может только то, что может и свиваться. Поэтому, в докладе речь идет об образах, прообразах и повторениях.

 

  1. Пение наше называется знаменным. Почему?

Обычно мы себе и другим отвечаем: «Потому, что поем по знаменам». А что такое знамя?

Слово знамя означает – знак, печать, символ, образ. Образ чего запечатляется в знамени?

Вроде бы все понятно – образ той мелодии, которую хотим записать крюками.
Но, мне всегда было интересно, почему в том или ином месте стоит именно это знамя. Многие знамена имеют в нотном эквиваленте одно и то же значение, но мы их различаем. Каждый крюк имеет свой характер, выполняет свою задачу.

Из разных знамен складываются устойчивые мелодические обороты, так называемые попевки. При этом, в одном крюке может содержаться более одного звука, иногда до 8 и 9 звуков. Тут границы между знаменем и попевкой размываются. По сути, крюк – это маленькая попевка. Как «афоризм – это фраза, обглоданная до мысли», так и знамя – это мини-попевка.

Кроме мелодической составляющей наши предки наделили каждое знамя духовным смыслом. В качестве примера приведу некоторые знамена.

Крюк светлый – крепкое всегдашнее бдение в молитве

Стопица с очком – сокрушение сердечное в покаянии о грехах к Богу

Статия – срамословия отбегание

Стрела – совершение всякого дела благаго и Богоугодного

Все эти дополнительные характеристики подсказывают человеку, что нужно делать, как себя вести, чтобы спастись. Как будто крюковая азбука – свод правил поведения христианина. Обобщая азбуку можно сказать, что крюки направляют человека к Богу. И только одно знамя не говорит о пути человека к Богу, а наоборот, говорит, что первый шаг сделал Господь к человеку. Это первое знамя азбуки – Параклит. В певческой азбуке параклит означает – «послание от Отца Святого Духа на апостолов в день пятидесятный».

Образ азбуки – это как крещение человека и дальнейшая жизнь человека в стремлении к Богу.

Итак, знамя заключает в себе христианское мировоззрение и попевочный принцип. А попевки бывают разные. Некоторые попевки встречаются в разных гласах, а некоторые присущи только одному гласу.

Мелодии образовывались при роспеве слов, т.к. у нас ни слова накладываются на музыку, а слова роспеваются и получается мелодия.

Одинаковые смысловые контексты песнопений порождают одинаковые мелодические обороты. При этом есть попевки участвующие в нескольких гласах, а есть, которые встречаются в одном гласе.

Значит, в восьми гласах есть что-то общее по смыслу, и есть что-то индивидуальное. А чем гласы, собственно, отличаются друг от друга? И для чего это разнообразие?

Может для того, чтобы нам не надоедала октайная служба? Но, тогда, как быть с Богослужебными текстами не входящими в Октай, но имеющими принадлежность к какому-то гласу? А по гласам разделяются разные каноны, тропари, кондаки, седальны, прокимны, стихеры.

Чтобы понять на какой глас роспевать текст, нужно сначала определить отличительные особенности гласов.

Многие говорят 5-й глас веселый, радостный. Ну, как же !? Стихеры Пасхе! Но на 5 глас поются несколько песнопений страстной седмицы. Вот тебе, и радостный!

Шестой глас – обыденный, такой низковатый, мрачноватый. А шестым гласом поется стихера на Царских часах на Рожество Христово «Днесь рождается» с диапазоном от «ре низкое» до «соль высокое». Причем, «соль высокое» уже во второй строке, что создает торжественный настрой. Вот тебе, и мрачный глас!

Значит не надо в гласах искать, как в музыке мажоры и миноры. В каждом гласе есть разные эмоциональные окраски, правда умеренные, не такие яркие, как в светской музыке. Но в любом гласе есть что-то повеселее и что-то погрустнее. Значит не в эмоциях разница.

Гласы отличаются смысловой нагрузкой самих текстов.

3.Откроем первый из двух томов служебного Октая. Там, как предисловие, помещена душеполезная статья о том, что такое осмогласие и жертва хвалы.

Читаем в ней.

Старообрядческое знаменное пение

Старообрядческое знаменное пение 2

«на подобие бо осмодневнаго окруженаго в мире сопряжения, всегда обращающагося на первое, осмогласием сим изобразиша, первобытное сотворение стихийски всего мира седмию деньми. паки же перводеньство восиянием пресветлаго воскресения христова, первоосмодневно быти нарекоша».

Как это понимать? Восемь гласов потому, что семь дней в неделе?

Чтобы это осознать, надо начать с того, с чего начал Моисей книгу Бытие и сам Господь – с сотворения мира.

Старообрядческое знаменное пение 3

 

Некоторая периодичность уже вводится с первых слов Библии. «И бысть вечер и бысть утро день един».

Запишем схематично все дни творения в таблицу.

Старообрядческое знаменное пение 9

 То есть восьмое на первое оборачивается означает, что первый день недели является восьмым днем предыдущей недели. И так все шло по кругу тысячелетиями. Вплоть до сего дня – четвертого дня недели, т.е среды 22 июля( по гражданскому стилю).

Теперь откроем книгу Октай ближе к задней корке.

Старообрядческое знаменное пение 4

Видим столбики из гласов. В каждом столпе чередуются последовательно гласы с первого по восьмой. Затем начинается новый столп. И так весь год.

В первую неделю и далее седмицу (воскресение и далее неделю) Петрова поста поются песнопения на первый глас, во вторую – второго гласа и т.д.

Старообрядческое знаменное пение 10

Потом в районе Ильина дня начинается следующий столп гласов. Так проходят все столпы годового цикла, и после столпа Великопостного мы празднуем праздник праздников – Пасху. А празднуем мы ее 40 дней.

Старообрядческое знаменное пение 11

Сначала у нас идет, как один день, Пасхальная неделя. И в неделю антипасхи – Фомину неделю мы поем на первый глас. В Неделю Святых жен мироносиц – на второй и т.д. Пять пасхальных недель празднуем Воскресение Христово. В шестую неделю вспоминаем тех, кто научил нас это праздновать, Святых отцов I Вселенского Собора. На Первом Вселенском Соборе была принята первая часть Символа Веры. Но кому-то оставался непонятным вопрос о Святом Духе. Поэтому Второй Вселенский Собор уточнил этот вопрос, и в седьмую неделю после Пасхи мы вспоминаем третье лицо Святой Троицы, и празднуем Троицу и сошествие Святого Духа на апостолов, т.е. устроение земной части церкви. А в Небесную часть кто входит? Да те, кто достиг вечной жизни – Все Святые.

Полученный перечень из восьми гласов назовем Пасхальный столп. Вы видели где-то подобную таблицу? А давайте объединим с предыдущими таблицами.

Старообрядческое знаменное пение 12

Раз семью днями весь мир устроен и 8 гласов по их образу учинены Святыми отцами, попробуем найти соответствие. У каждой молитвы, есть какой-то смысл, который можно соотнести с одним из дней творения.

В пример возьмем кондак в неделю цветную.

Старообрядческое знаменное пение 5

В этом кондаке упоминается и небо, и земля, и ангелы, и дети, но главная мысль этой молитвы – пришедыи Адама воздвигнути. Потому что глас шестый. А в шестой день Господь сотворил Адама. То есть Господь пришел ради человека. Поэтому и преобладает 6 глас в Богослужении, т.к. церковная служба для нас необходима, для людей.

Или вот. Кондак Рожеству Христову «Девая днесь». Почему 3-й глас?

Старообрядческое знаменное пение 6

В третий день созданы растения.

Старообрядческое знаменное пение 7

Господь повелел, и Земля произрастила всякие растения, которые стали  давать семена и из них  стали произрастать такие же по роду их. Но первые растения Земля породила просто по Слову Божию. Без семени!

4. Для понятия , почему пение называется столповым служили предыдущие картинки со столпами; а для лучшего усвоения как восьмое на первое оборачивается представим такую схему.

Старообрядческое знаменное пение 8

Мы прошли с вами путь: крюк — попевки — осмогласие — мироустроение.

5. Мир седьмью днями устроен, и образ мироустройства в восьми гласах отражается. Одинаковые мелодические обороты сопровождают одинаковые смысловые контексты. Так в каждом есть тема Воскресения Христова или Рождества, то есть и одинаковые мелодические обороты.

В каждом гласе есть своя Богословская направленность, поэтому есть мелодии присущие только данному гласу. Получается, каждая попевка является отражением сути осмогласия.

Попевочная структура столпового роспева, в свою очередь, в знаменном (графическом) изображении мелодии. Напоминаю, что каждое знамя несет ещё духовный смысл.

Теперь мы быстро пробежались по обратной цепочке:

мироустройство — осмогласие — попевка — знамя.

Старообрядческое знаменное пение 13

В итоге имеем: знамя  обусловлено христианским мировоззрением. Все знаменное пение пронизано христианскими догматами и представлениями. От самых малых элементов и до всего Богослужебного года (а может и больше).

Так, может Знаменное пение называется так, потому, что оно знаменует христианскую Веру? А не потому, что поем по крюкам?

В заключении готов выслушать слова благодарности, адресованные преподобному Иоанну Дамаскину, Косьме Маюмскому, Андрею Критскому и другим святым отцам, которые водимые Святым Духом дали нам такую богатую певческую систему!

Павел Катаев

Теоретик знаменного пения, г. Нижний Новгород.

Константин Антонов

Константин Антонов

Милостию Божией грешный иконописец.

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

Работаем с 9:00 до 22:00

Заказы принимаем круглосуточно

Напишите нам:

drev.obraz@gmail.com

Позвоните нам:

+7 (908) 671 44 79

WhatsApp

+Toggle the Widgetbar

© 2012-2018. (7527 год от Адама) Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы

Современное Древлеправославие