О привычном-каноничном

О привычном-каноничном

     Небольшая заметка к вопросу о «каноничности» изображения святых в иконостасе. Есть такая формула- «привычно- значит канонично», это когда церковные люди привыкая, например, к иконостасу своего храма, начинают считать его самым правильным, тем более если в этот храм они ходят с раннего детства.
     Как-то рассказывал нам один уважаемый священник, что некто из числа епископов посещал его храм и при беседе о будущем иконостасе этого храма, определил каноничность расположения икон в этом иконостасе примерно следующим образом: «Слева от Царских Врат каноничнее будет расположить Казанскую икону Божией Матери, а на самих Царских Вратах канонично изображать только евангелистов и особенно правильно будет, если их расположить в такой последовательности- по часовой стрелке сверху вниз, от правой створки следующим образом- Матфей, Марк, Лука и Иоанн». После таких «границ каноничности» сразу встает следующий вопрос, Казанская икона была обретена во второй половине 16 века, получается 16 веков иконостасы писали не совсем правильно, неканонично? Нет, просто когда знаешь о такой формуле как «привычно- канонично», все встает на свои места. Так получилось, родился и вырос владыка в таком храме, где был такой порядок расположения святых в иконостасе, с Казанской иконой Божией Матери, вот и все.
     Так же и относительно Царских Врат. Самым правильным считают врата с евангелистами, более менее правильными с творцами литургии (Иоанном Златоустом и Василием Великим), а другие варианты недопустимы, потому что раньше ничего другого не писали, так по крайней мере многие считают. Тем не менее существует некоторое разнообразие в теме сюжетов помещаемых на Царские врата, к примеру, в древности существовали Царские врата, на которых изображены первоверховные апостолы и это так же оправдано по смыслу как и изображения евангелистов (см. иллюстрации в приложении). Такие, якобы новшества, как правило, не подлежат даже рассмотрению в качестве варианта для современного иконостаса. Зато обычное дело, что последние несколько веков пишутся иконостасы с явным нарушением стройности рядов..
      Высокий русский иконостас имеет в себе последовательную хронологическую цепочку событий от Сотворения Мира и до настоящей реальности.

Вот пример классического русского иконостаса:

Иконостас и расположение рядов

 

  Ряды сверху вниз:
1) праотеческий
2) пророческий
3) праздничный
4) деисусный (моление)
5) местный
     Смысл рядов:
Иконостас, как яркая иллюстрация истории человечества и Церкви Божией на Земле и Небе. Чем выше, тем как- бы дальше к Богу, следовательно, чем ниже, тем ближе к нам.
     1) Первый ряд символизирует первоначальную Церковь от Адама до Моисея- до получения Закона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Исуса Христа. В центре помещается образ Троицы- «Явление Аврааму у дуба Мамврийского» ,как знак первого Завета, который заключил Бог с человеком.
     2) Второй ряд, пророческий, символизирует Церковь, уже обретшую закон от Бога. На свитках, которые держат пророки, начертаны предсказания о Богородице, от которой воплотится Исус Христос. В центре этого ряда помещают «Богоматерь Знамение».
     3) Праздничный ряд символизирует Церковь Новозаветную, этот ряд представляет собой период новозаветный, он включает праздники: события из жизни Исуса Христа и Богородицы, Страсти Христовы, Сошествие Святого Духа на апостолов, Крестовоздвижение — как вехи на пути человеческого спасения.
     4) Деисусный ряд символизирует моление Церкви, воссоединяющее людей с Исусом Христом, моление, которое завершается и разрешается лишь на последнем, Страшном суде. Святые в деисусном ряду предстоят в молении ко Христу уже после Его распятия, поэтому Спаситель изображается в центре ряда на иконе «Спас в Силах».
     5) Так называемый, местный ряд, символизирует нашу современную реальность и Церковь. Здесь и храмовая икона, и дьяконские двери, через которые входят и выходят из «святая святых» служители алтаря, и Царские Двери, через которые выходит к нам Господь и подается верным Пречистое Его тело и Кровь и т.д.
     То есть, как мы писали выше, чем ниже ряд, тем ближе к нам «небо» и каждый ряд имеет свой смысл и свой строй. Если поменять местами любой из рядов- можно считать что весь смысл утрачен…
     Но, так получилось, что со временем, по непонятным причинам, праздничный ряд переместился ниже ряда деисусного. Говорят, виной тому многофигурность икон этого ряда. Многие из прихожан- это люди преклонного возраста, а значит , имеющие проблемы со зрением, вот, чтобы было удобно рассматривать иконы, этот ряд опустили вниз. Вот и попробуйте после этого прочитать ряды иконостаса, когда в нем такое расположение рядов..
Пример неправильного размещения рядов в иконостасе

Пример неправильного размещения рядов в иконостасе

     Все подобное «привычное» со временем превращается в «каноничное» и становится некоторой традицией без здравого объяснения. Когда задаешь вопрос «почему?», как правило начетчики разводят руками и говорят, что такова традиция. К таким традициям можно отнести и изображение Бога Отца. Несмотря на прямые запреты соборов, святых отцов и полное отсутствие таких изображений ранее 15 века, они все же есть в наших храмах, их продолжают писать и оправдывать только одним- «такова традиция», но об этом уже в другой статье..

     Вывод таков: не нужно путать привычность с каноничностью. Бессмыслица не должна становиться традицией, а настоящая традиция должна иметь достойный смысл и содержание.

     «Пусть никто не говорит мне, что таков обычай: где совершается грех, там не упоминай об обычае; но, если совершаемое дурно, то, хотя бы и давний был обычай, оставь его; если же не дурно, то, хотя бы и не было обычая, введи и насади его.»
( Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать (1 Кор. 7,2)).

 

 

PS: Небольшая подборка древних Царских Врат, с неканоничными непривычными для нас святыми:

 

 

 

Комментировать запись

Мы не опубликуем Ваш адрес электронной почты. Нужно заполнить все отмеченные поля *

© 2012-2017. Иконописная мастерская "Древнерусский образъ"

Константин и Анастасия Антоновы